Aug 31, 2019 22:47
Дварим 11.31 -
כִּ֤י אַתֶּם֙ עֹבְרִ֣ים אֶת־הַיַּרְדֵּ֔ן לָבֹא֙ לָרֶ֣שֶׁת אֶת־הָאָ֔רֶץ אֲשֶׁר־יְהוָ֥ה אֱלֹהֵיכֶ֖ם נֹתֵ֣ן לָכֶ֑ם וִֽירִשְׁתֶּ֥ם אֹתָ֖הּ וִֽישַׁבְתֶּם־בָּֽהּ
Сифри 57 -
וירשתם אותה וישבתם בה - בשכר שתירש תשב
Комментарий, приписываемый Рааваду:
וכי ירושה מצוה היא וי״ל דאין הכי נמי כדי שיתקדש שמו בקיום הבטחתו לאבות אי נמי בשכר שתוריש את הכנעני לפי שטמאו את הארץ.
Рамбан, как известно, в списке мицвот, 'которые забыл рав', под номером 4 пишет, что есть асе завоевать землю. Есть несколько объяснений Рамбама.
Авней Незер ЙД 454.6 пишет, что это часть мицвы החרם תחרים, т.е. истребления народов, а в .7 от имени Рашбаша приводит, что Рамбам считал, что это не заповедь, а только подготовка к заповедям.
И см. Циц Элиэзер 7.48, где он доказывает, что это общая заповедь, которая включает в себя многие другие (см. 4й шораш в Сефер аМицвот), поэтому Рамбам не посчитал её среди 613ти.
Однако не вполне ясно, кидуш ли это аШем в полном смысле. В Асе 8 (לקדש את שמו) Рамбам приводит, в частности, Торат Коаним на ваЙикра 22.32 (ונקדשתי בתוך בני ישראל), сообщающий, зачем здесь упоминание об Исходе: ולשון ספרא על מנת כך הוצאתי אתכם מארץ מצרים על מנת שתקדשו שמי ברבים.
Однако все сугиёт о киддуш аШем (см. Хинух 296) подразумевают, что речь о трёх грехах. Вероятно, можно немного летарец, что поскольку кидуш аШем - условие вывода из Египта, т.е., бе-машма, прихода в ЭИ, а жители этой земли (см. Рамбана на ваЙикра 18.25 и Радака на Ехезкеля 33.25) были изгнаны именно за три аверы, на самом деле завоевание земли подразумевает не-подражание её жителям, т.е. воздержание от этих трёх грехов, т.е. кидуш аШем бе-фаресья.
ספרי,
ראה