Высшие точки России. Карелия (Нуорунен - 576 м).

Sep 20, 2022 10:30

32/84 Нуорунен (Карелия, 576м., №40)

IMG_0958.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Карелия в первую очередь ассоциируется с озёрами (их тут более 50.000) и лесами (занимают около 85% территории). Рельеф её особым разнообразием не отличается, так как большая часть республики относится к Восточно-Европейской равнине. Однако, на северо-западе в регион вдаются восточные отроги хребта Маанселькя, внося разнообразие в привычные холмистые пейзажи.

Маанселька это водораздел бассейнов Белого и Балтийского морей, граница не только двух государств, но и природных зон. Мы отправились сюда из Кандалакши, и для меня это было первое знакомство с республикой.

IMG_0762.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Автомагистраль «Кола» продолжала нас радовать и на отрезке Кандалакша - Лоухи. 150 километров пути пролетели быстро и захватывающе: сначала открыточные берега губ Канда и Княжная, затем граница регионов и Полярный Круг.

За поворотам на пограничный переход Суоперя подбираем местную жительницу, как и большинство земляков, она отправилась на сбор грибов, коих в округе превеликое множество не смотря на то, что ещё только середина августа. Женщина просит высадить её через 5 километров, намереваясь по пути обратно набрать пару вёдер волнушек.

Через какое-то время асфальтовые свойства дороги утрачиваются. И действительно, зачем до границы прокладывать нормальную магистраль? Оставшиеся 70% пути до посёлка Пяозёрский это накатанная грунтовка с редкими островками советского асфальта. По ней на бешеной скорости гоняют грузовики и внедорожники с местными и питерскими номерами с плавсредствами на крышах и в прицепах. Озёра здесь буквально на каждом шару, их такое количество, что вся эта рыбачья братья распределяется по ним до такой степени, что водоёмы по-прежнему кажутся безлюдными.

IMG_1179.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Перед посёлком Пяозёрский дорога перекрыта шлагбаумом, на блокпосте пограничники заносят в тетрадку паспортные данные проезжающих. У нас интересуются планами и количеством дней, которое мы собираемся провести в зашлагбаумье. Все очень приветливы, радуются установившейся хорошей погоде, которая как заколдованная преследует нас в течение всей поездки.

В посёлке Пяозёрский расположен визит-центр Национального парка «Паанаярви». Гора Нуорунен находится на его территории. Этот факт и пограничное расположение вершины поначалу приводили нас в уныние. На деле местные порядки оказались очень демократичными, а пограничники и работники парка однозначно заняли по итогу посещения первую строчку в нашем «Travel Friendly» рейтинге территорий РФ с ограниченным доступом.

Визит-центр парка шикарен. Он стоит на живописном берегу озера Тухка, сделан с большой любовью и содержит очень познавательную и информативную экспозицию внутри.

Мы прибываем в центр в районе 11 часов утра. Оплачиваем пользование туристической тропой и обустроенным базовым лагерем на маршруте на Нуоронен (780р. с человека) и входные билеты (ещё по 200р. с небольшим).

Карелия.jpg © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Вообще местный подход к работе и само обустройство парка очень напоминают национальные парки США. Он попал под финансирование и техническую помощь программы ЕС TACIS со всеми вытекающими. Их хоть программа давно закрыта, стараниями работников рекреации деятельность его поддерживается на очень высоком уровне.

После обилечивания мы решили воспользоваться возможностью полноценно поесть перед походом в кафе «Пяоранта», расположенном недалеко от визит-центра. Цены и качество пищи нас тут приятно порадовали, и мы, сытые и довольные, выехали на 60ти километровую обильно усыпанную камнями стиральную доску, ведущую к въезду в парк.

Двигаться по этой дороге можно по-разному. В большинстве своём наши попутчики особо не обращали внимания на неровности грунтовки, время они ценили больше. Мы же наслаждались перипетиями пути на комфортных 20-30 км. в час.

IMG_1158.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Дорога бежала на довольно приличном расстоянии от берегов Пяозера - одного из глубочайших озёр Европы, но изобиловала интересными местами: полуразрушенными деревянными мостами, гранитными каньонами, небольшими озерцами и лесами, лесами, лесами.

IMG_1164.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1171.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1174.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Через два с небольшим часа мы подъехали, наконец, к деревянному указателю у начала тропы на высшую точку Карелии (до въезда в сам парк нужно проехать ещё 5км.). Припарковав машину, мы быстро переобулись, закинули на спину рюкзаки и привычном нам темпе марш броска, вышли на маршрут. Теперь над нами довлело не расписание поездов, а погода. К вечеру по прогнозу ожидалось её ухудшение и обильные осадки.

IMG_1149.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1155.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1145.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Маршрут на гору Нуорунен проложен по лесным и заболоченным местам и представляет из себя 16ти километровую тропу с основным подъёмом на последних полутора километрах пути. Каждый километр её промаркирован, тропа нахожена, а на болотистых местах работниками парка проложены деревянные помосты. Кроме того, тропа это ещё и историко-этнографический маршрут. На ней расположены информационные аншлаги с интересной информацией о посещаемых местах.

IMG_0772.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0773.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Буквально вначале пути мы встречаем большую группу туристов в странном расположении духа: игриво-расслабленный мужской пол и угрюмо-сосредоточенный женский. Какого-то цельного мнения о тропе после короткого общения с группой у нас не сложилось, и мы двинули дальше за собственными впечатлениями.

Двигаемся максимально быстро, снова без остановок. Погода пока радует, но ноги и без дождя периодически намокают. Лес густой и надолго удерживает влагу внизу.

IMG_0777.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0781.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

После трети пути мы доходим до перпендикулярной просеки в лесу - это старая советско-финская граница. Уже позже мы освежим по горячим следам перипетии давно минувших дней и ужаснёмся тому, насколько история циклична и не учит человечество ничему.

IMG_1115.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Далее то справа то слева от нас начинают появляться озёра, мы с жадностью смотрим по сторонам в надежде побыстрее найти базовый лагерь и скинуть тяжёлые рюкзаки. Решения по восхождению пока не принимаем, всё будет зависеть от времени прибытия на бивуак.

IMG_0786.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Ещё через несколько километров мы минуем явно рукотворную поляну бывшего финского хутора, с сохранившимся металлическим плугом, и на 12м километре пути достигаем, наконец, заветного базового лагеря.

IMG_1064.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0787.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

На часах 17:30, на небе лёгкие облака, ветра, а значит, и предпосылок для ухудшения погоды нет.

Мы принимаем единственно верное решение. Тяжёлые рюкзаки оставлены на столе под навесом, а мы возвращаемся на маршрут, оставшаяся часть которого практически по- прямой ведёт к горе.

IMG_0789.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0793.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0801.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Ещё одно болото с оживившимися комарами и начинается непосредственно подъём, сначала прямо в лоб Нуорунена, а потом с небольшим забором вправо после выхода из леса.

IMG_0807.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0814.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0818.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Шагаем сосредоточенно, чётко по тропе, потому как вокруг пёстрый ковёр горной лишайниковой тундры. В какой-то момент что-то вынуждает меня обернуться назад, и я буквально замираю от открывающейся со склона панорамы.

IMG_0856.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0828.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0835.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Раньше эталоном северной красоты для меня были виды с Орлиной горы в Миннесоте, Нуоронен это на несколько порядков более сильные впечатления. Окрикиваю идущую впереди Катю, её палки сразу же летят на землю, слышаться щелчки фотоаппарата, что же будет на вершине.

IMG_0862.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0873.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0877.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0885.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0891.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Мы всё выше и выше над окружающими красотами, открываются перспективы на южную и северную стороны. Наконец, видна каменная шапка Нуорунена, а затем вершинный столбик и широченные просторы Финляндии.

IMG_0893.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0897.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0901.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0906.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0921.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0929.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0934.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Описывать пейзажи с вершины бесполезно, фотографии лучше донесут, то, что здесь можно увидеть. Погода вновь благосклонна к нам. В 18:30 на вершине лёгкий ветерок, а вечернее солнце дарит мягкие приглушённые цвета.

IMG_0941.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0943.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0961.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0980.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Столб на вершине (увы, оставшийся без флага от нас) дополняет финский геодезический знак - бенчмарка. Больше красоту здешних мест не нарушает ничего.

IMG_0968.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0962.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0974.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0995.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Уходить совершенно не хочется. Но нам ещё ставить палатку и готовить ужин в базовом лагере.

IMG_0986.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_0997.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Мы прощаемся с высшей точкой Карелии, которая останется в нашей памяти навсегда, как и в топе нашего рейтинга высших точек регионов РФ.

Мы оставляем Нуорунен позади, впереди чуть слева маршрута спуска высится Кивакка самая посещаемая гора парка «Паанаярви».

IMG_1005.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1014.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1018.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Ещё через час мы оказываемся в лагере. Нуорунен однозначно был бы более трудно достижим, если бы не старания работников парка. Возможность подъёма по относительно прямой тропе, без необходимости обходить многочисленные болота дорогого стоит. А ночёвка в прекрасно оборудованном для этого месте, с запасом дров, посудой для приготовления еды, помостом для палатки, туалетом и навесами от непогоды, прекрасно дополнит общие впечатления от похода.

IMG_1030.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1035.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Следующим утром мы купаемся в теплейшем озере, на берегу которого разбит лагерь, приводим бивуак в первоначальный вид и отправляемся в обратный путь.

IMG_1043.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1135.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1136.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

IMG_1139.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Удача сопутствовала нам, две вершины из двух, хотя даже одна бы расценивалась нами как успех. Кольский полуостров и север Карелии оставили у нас неизгладимые впечатления. Вернуться, скорее всего, не сможем, но в памяти сохраним.

IMG_1141.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Природа, Нуорунен, Высшие точки, Паанаярви, Горы, Россия, Путешествия, Высшие точки. Россия, Карелия, Высшие точки России