Высшие точки России. Мурманская область (Юдычвумчорр - 1201 м).

Sep 08, 2022 11:57

31/84 Юдычвумчорр (Мурманская область, 1201м., №36)

Мурманская область должна была стать нашим самым северным регионом РФ, высшую точку которого мы посетили, а также самым большим регионом РФ, на абсолютной отметке которого мы побывали. Не смотря на это, по разным обстоятельствам, длительной подготовки к поездке у нас не было, решение о ней было принято спонтанно, примерно за 10 дней до отправления.

Было ясно одно, - нас ждали Хибины, суровые заполярные горы, обильно поливаемые летом дождями и продуваемые ветрами Баренцева и Белого морей.



IMG_9897.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Кроме того Хибины это кладовая минералов, что привлекло сюда многочисленных их разработчиков и повлияло в итоге на наше восхождение, но обо всём по порядку.

Итак, горная система с высшей точкой региона находится практически в центре Мурманской области.Из Мурманска до городка Апатиты 200км. и 2,5 часа по прекрасным заполярным дорогам с приятным трафиком, позволяющим наслаждаться окружающими красотами. Покатые склоны Хибин мы увидели уже из Мончегорска, с противоположного берега огромного озера Имандра. Полуденные лучи жаркого августовского солнца освещали широкие вершинные плато, позволяли заглянуть в тенистые долины бегущих с гор рек, и вообще настраивали нас на позитивный лад перед предстоящим походом.

Две дилеммы мучали нас на протяжении нескольких дней до прибытия в регион, количество дней, которые необходимо заложить на восхождение (один или два) и его маршрут (с запада по долине реки Малая Белая, с юго-востока от озера Малый Вудъявр). В итоге прогноз погоды на день восхождения и нежелание тащить снаряжение для ночёвки перевесили в сторону однодневного похода, а найденная в ж/д расписании электричка до станции Хибины на маршрут с запада.

Для начала маршрута от станции Хибины нужна заброска автотранспортом с пропуском через территорию фабрики «Фосагро» (стоящая баснословные деньги), либо убитые часы в бюро пропусков в АБК комбината в Кировске для поездки на своём транспорте, либо электропоезд Кандалакша-Мурманск, который за 15 минут и 40 рублей домчит вас до цели.



IMG_1203.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Выбор сделан, позавтракав и побросав бивуачное снаряжение в гостинице «Аметист», мы на арендованной машине выехали на станцию Апатиты-1. Здесь ко времени отправления электрички в 7:40 утра, собралось уже порядка 50ти попутчиков, в основном рабочий, рыбачий и ребячий класс + одна ходячая семья с рюкзаками в собственный рост. Наше "обилечивание" было произведено в вагоне поезда, также уточнили - планирует ли электричка в этот же день вернуться в Кандалакшу.

Вообще нам несказанно повезло: поезд курсирует по маршруту 4 дня в неделю, а день нашего восхождения оказался последним перед трёхдневным перерывом в его сообщении.

Ровно в 8:00 мы вышли на полустанке «Хибины» на маршрут и сразу же столкнулись с первым препятствием. Длиннющий товарняк преграждал нам дорогу в долину реки Малой Белой. Часть высыпавших из поезда дачников медленно побрела его обходить, часть людей осталась ждать отправления товарных вагонов, а наш таймер тем временем начал уже отсчёт времени до возвращения электрички. Любая задержка в пути могла привести к тому, что мы бы остались в дачном обществе на ночь с непонятными перспективами вернуться в Апатиты. Перекрестившись, мы начинаем пролезать под составом. У Кати это получается довольно быстро, я с рюкзаком вынужден практически ползти. Как только я оказываюсь на другой стороне путей, поезд трогается - нам продолжает очень везти.

Мы устанавливаем на часах таймер и шагомер и устремляемся в путь, нас ждёт 17-ти километровый марш бросок до вершины. После дачного посёлка накатанная грунтовка уходит строго на восток в лес. Шум реки первые километры практически не слышно. Несмотря на аномальную сухую и жаркую погоду, нам приходится постоянно обходить усеивающие дорогу лужи.



IMG_0099.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

В остальном идётся бодро и хорошо. Через три километра вдоль дороги нам начинают попадаться импровизированные фонтаны, бьющие из вертикально установленных труб - очень занимательное и непонятное зрелище.



IMG_9706.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9709.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0108.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Периодически дорога вплотную приближается к берегам Малой Белой, августовский напор воды в ней поражает мощью. Стремительное течение несёт её воды в Имандру с такой скоростью, как будто в горах только что прошёл дождь или начал таять снежный покров.



IMG_0121.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Через 7км. дорога упирается в брод через реку. Мы ожидали тут увидеть мост, но его нет, а дорога, как ни в чём не бывало, продолжает свой бег на противоположном берегу реки. Визуально глубина здесь по колено, а ширина метров 50. Мы разуваемся и по очереди начинаем переходить брод. Вода в реке настолько ледяная, что уже в середине пути начинает ломить ноги и сводить суставы. На правом берегу Малой Белой мы несколько минут восстанавливаем кровообращение - это наша первая вынужденная остановка на пути.



IMG_0116.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Сразу за бродом грунтовка ведёт по краю поросшей высокой травой болотистой поляны, здесь мы первый раз подвергаемся атакам комаров, которые до этого нам особо не докучали. Далее после небольшого крюка, тропинка снова принимает восточное направление, а впереди уже начинают маячить горные склоны.



IMG_9719.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9729.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Ещё несколько довольно приличных луж на пути, которые мы обходим по уже натоптанным тропинкам в лесу и подходим к ручью Ферсмана, ровно на 10м километре нашего пути. Ручей не широкий, но поглубже Малой Белой, и ещё более стремительный. Здесь ноги не стынут, но течением меня чуть не сбивает с ног. В итоге, мы оба мокрые только чуть выше колен и готовы к настоящему восхождению - пологие подходы закончились.

Поднимаясь вдоль ручья Ферсмана вверх по течению, мы минуем несколько мест для установки лагерей, часть из них свободна, кое-где стоят палатки, но за несколько часов пути мы пока не встретили ни одной живой души. Это касается и четвероногой фауны, поразительно, но на земле нет даже намёка на звериные следы, при том, что мы всю дорогу идём по лесу.



IMG_0077.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0087.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9746.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Чёткой тропы от ручья наверх нет, главное - не уйти за обрывистый западный склон Юдычвумчорра. Наш подъём идёт по курумнику юго-западного ребра горы. Набор высоты нерезкий, но неприятный из-за сыпухи.



IMG_9756.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9760.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9764.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Ориентирами нам служат, обрывистый западный склон и разбросанные то тут, то там рукотворные туры из камней. На склоне выше различаем пару, спускающуюся к ручью - первые люди на маршруте.



IMG_9777.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9770.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9753.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9789.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9795.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Погода радует, как и пейзажи вокруг: слева чётко выраженный пик Ферсмана, справа уходящая вниз долина Малой Белой, позади огромная голубая Имандра с инстаграммными видами.



IMG_9801.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9814.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9826.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Миновали 15-й километр (расстояние на которое рассчитывали изначально), это максимальная уже достигнутая высота, но вершинное плато всё ещё далеко впереди, плюс предстоит ещё небольшой сброс высоты.

Начинаем ускоряться, обратная электричка не выходит из головы. После сброса подъём становится очень затяжным и плавным. Мы расходимся пошире, чтобы не пропустить искомую высоту. Наконец, вдали показывается валун, лежащий в центре огромного плато.



IMG_9829.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9831.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9834.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9835.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Чуть дальше за ним тур хипповского вида, который по данным навигатора находится прямо на искомой высоте.



IMG_9838.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Часы фиксируют 17-й километр пути и затраченное время 4 часа 40 минут. Мы в графике. Наконец, есть время отдохнуть, перекусить, запротоколировать и осознать достижение. Погода идеальная, чуть сильнее ветер, чем на склоне, но мы выше всего вокруг, без этого никак.



IMG_9855.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Вершинное плато и впрямь огромно, в туман и плохую погоду тут запросто можно заблудиться и уйти не туда. Туров по краям его стоит много, думаем как раз для их обозначения.



IMG_9864.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9873.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Как таковой информационной таблички с названием вершины на горе нет. Таблица на валуне увековечивает чьё-то достижение, а хиппи-тур сооружён из чего угодно, но неинформативен совсем. Мы грустим, что традиционный флаг региона сегодня не с нами. Заказали поздно, и теперь получим его уже по факту возвращения.



IMG_9876.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9885.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9887.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Но достижение есть достижение, мы наслаждаемся прекрасной погодой на вершине в абсолютном одиночестве и пускаемся в обратный путь. Торопиться уже не надо, начинается фотосессия, щадящий режим для коленей и любование окружающими красотами.



IMG_9922.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9944.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9953.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9954.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9966.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9971.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9981.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_9995.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0011.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0014.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0019.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0021.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0034.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0045.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0049.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

До ручья Ферсмана встречаем отца с дочерью, восхождение у которых в полном разгаре, большую группу подростков разбредшуюся по ребру - именно их лагерь установлен на ручье. А после двух бродов семейную пару из Воронежа, только начавшую четырехдневный поход.



IMG_0083.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0066.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0094.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0117.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Спускаемся 5 часов, а затем в ожидании электрички доедаем оставшийся провиант на берегу Имандры.



IMG_0130.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



IMG_0133.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Итак, наш главный вывод - в хорошую погоду Юдывчумчорр достижим за один день. Но в Хибинах лучше побыть несколько дней, здесь есть много всего интересного.

Как оказалось позднее, с Хибинами мы не попрощались. Уже через неделю, вылетев в Москву, нам посчастливилось при наборе высоты посмотреть весь наш маршрут сверху - наслаждайтесь теперь и вы…



Аэро.JPG © africa-v-tebe.iMGSRC.RU



Мурманская.jpg © africa-v-tebe.iMGSRC.RU

Природа, Мурманская область, Высшие точки, Хибины, Горы, Россия, Путешествия, Высшие точки. Россия, Юдычвумчорр, Высшие точки России

Previous post Next post
Up