Праздновать ошибки

Mar 21, 2018 14:18


Я опять преподаю (и это такой кайф, товарищи! На крыльях вылетаю после занятий) - и опять задаюсь вопросами о том, как мы привыкли учиться.

Вела недавно занятие в группе, где на неудачные попытки кого-то что-то сказать, вся группа взрывалась хохотом. Смеялись причем дружно, он и сам смеялся. Но - откуда такое веселье? Ведь ничего смешного человек не говорит, просто ошибается.  Думаю, смех в данном случае - защитная реакция на стресс, на ощущение, что у тебя не получается. Ведь неприятно быть начинающим в каком-то деле, совсем зеленым - и мы шутим и смеемся, чтобы снять напряжение.





Напряжение ведь очень сильное: тут ты всю жизнь ведешь себя, как взрослый человек, знаешь и делаешь свое дело. А на уроке ты снова как ребенок, ничего не знаешь, ошибаешься, не попадаешь. Мы, наверно, живем на автомате в основном - а когда учишься, мозг включает все ресурсы, и очень сильно устаешь от этого. Как будто в зале попотел. Но когда трудно - ты на правильном пути. Значит, ты учишься чему-то. Когда мне говорят "ой трудно",   я отвечаю: "а легко что? Только на диване лежать и чипсы есть". Если тебе легко на этом уровне - ты не на своем уровне! Тебе надо на уровень выше.

Это не значит, что должно быть невозможно трудно. Все педагоги знают, что ученику нужен определенный уровень трудности, но в поле его возможностей. Чтобы не фрустрация росла, а навык. И очень важно видеть потенциал ученика, чтобы задавать ему планку. Видеть раньше его и вести его туда. Мотивировать, вселять в него веру в то, что он еще не видит. Создавать атмосферу доверия, в которой он может пробовать без страха и ошибаться.

Про ошибки пойдет речь. Ошибаться - ключевое занятие в процессе учебы. Как мне заметили однажды в Германии, поправив мой немецкий: "самую великую ошибку делает тот, кто молчит и не говорит из-за страха ошибиться". Помню, сидела я на начальном курсе испанского в Малаге, а со мной двое немцев. Они уже прошли пару курсов дома и знали такую грамматику, о которой я не догадывалась. Но болтала больше всех я, а за спиной у меня было 2 недели летнего курса в Испании. Я болтала как ребенок: миллион ошибок, все в настоящем времени - но я болтала. А они, прошедшие 3 курса, молчали, а когда открывали рот, долго строили предложения. И с тех пор я всем говорю: нет смысла проходить три уровня и ждать, пока ты заговоришь без ошибок. Это как учиться плавать по книжкам. Говорить надо с первого дня. Надо много говорить и делать много ошибок, что когда-то сказать: вот, я научился говорить. Путь учебы - путь ошибок.

Я знаю, что нас в советской школе приучили бояться ошибок. Над ошибками смеялись, взрослые смеялись, а дети за ними. Спасибо норвежской школе, что научила меня другому. В мои первые месяцы работы я тоже ждала правильного ответа, а неправильный не высмеивала, но пропускала. Хорошо, что иногда я работала в классе ассистентом у других учителей - и научилась, что за попытки тоже надо хвалить. За каждую попытку (даже если на грани с шуткой). Потому что если ждать только правильного ответа, вскоре класс перестанет учавствовать и все будут ждать тех, кто точно знает правильный ответ. Но мне ведь не ответы правильные нужны! Я их не знаю, что ли? Мне нужны их попытки! Их работающий мозг. Их процесс учения. А без попыток - а значит, и ошибок - он не бывает.

Помню, у нас на учительских собраниях были подобные темы, нам показывали видео учителя, который всегда находил одну типичную ошибку, называл ее "моя любимая ошибка" и разбирал ее в классе. С отношением любопытства, а не желанием высмеять. Потому что на ошибках учимся, верно? Причем на своих, все эти фразы, что "умные учатся на чужих ошибках" - ерунда. Умные учатся на своих ошибках, а гении учатся на своих  - с первого раза (где-то народная мудрость промелькнула).

Поэтому нам, учителям, надо учиться праздновать ошибки. Надо встречать их с энтузиазмом. Чтобы у учеников не пропала охота пытаться. Ведь в педагогике простое правило: желаемое поведение подкрепляем позитивно, нежелаемое - игнорируем. Попытки и ошибки тоже надо подкреплять позитивно - человек ведь старается и работает!

И к своим ошибкам, может, стоит менять отношение? Если ты ошибаешься, значит, ты делаешь что-то новое. Кто не ошибается? Кто ничего не делает! Или делает на автомате, то, что знает наизусть. А в чем здесь сила характера, в чем здесь достоинство? За что уважать, если на автомате и робот умеет? Если ты делаешь ошибки - значит, ты на правильном пути. Значит, ты учишься, двигаешься, развиваешься. И пусть нас советская школа не тому учила - но и мы уже ведь не первоклашки. Уже сами себе взрослые, сами себе родители и учителя, сами себе лидеры. Можем учиться позитивному лидерству над собой. Как относиться к себе с добротой и мотивировать себя, как вести себя к  своим мечтам и целям.

Как вы относитесь к идее начать праздновать ошибки? Умеете, знаете, практикуете? 

experimental life, positive focus, рецепты жизни, work

Previous post Next post
Up