Итоги недели: компетентность в плавании

May 17, 2016 13:50

За минувшие две недели (праздничные майские) - минус 1 кг
9 тренировок, все плавание, 6 тренировок из них - по технике, 3 тренировки - упражнения на скорость или выносливость



Теорию компетентности психологи разработали еще в 70-х годах прошлого века, а затем постепенно внедрили в систему обучения всему. Вы наверняка слышали о ней, а если нет - наверняка слышал ваш тренер. Потому что при освоении любых навыков (или при обучении этим навыкам) надо понимать, что каждый человек проходит четыре ступени компетентности.

1. Неосознанная некомпетентность (Я не знаю, что я не знаю)

Мы просто не понимаем, что существует навык, ценность которого выше известного нам. Вот плывет человек быстро, - и мы не берем даже Александра Попова, или Майкла Фелпса. Просто молодой человек на соседней дорожке в бассейне. И мы думаем: ну понятно, он молодой, он спортсмен, у него много сил и практики. А у меня не получается так быстро, потому что меньше сил.
О том, что существуют такие вещи, как баланс и скольжение, мы даже не задумываемся. Потому что не знаем.

В моем случае с плаванием эта стадия заняла несколько месяцев. Занявшись год назад освоением техники плавания, я внимательно слушала тренеров, что-то делала в бассейне, занималась иногда до изнеможения. Но не понимала, что мне не хватает осознания необходимости вот этого базового - баланс-скольжение. Думала, что мои результаты ограничены в силу возраста, пола и особенностей телосложения (лишний вес + небольшой рост). И думала, что, если ноги тонут - надо просто сильнее ими работать, и тогда они поднимутся.

2. Осознанная некомпетентность (Я знаю, что я не знаю)

Мы узнаем, что есть навык, освоив который, мы переживем качественные изменения. Что количество проплытых бассейнов само по себе не перерастет в качество.

У меня это понимание возникло, когда в сети встретила книгу Лафлина и узнала про методику Total Immersion, TI (в декабре, я писала об этом « Итоги недели: «Полное погружение», или К вопросу о мотивации» ). С тех пор - несколько месяцев тренировок в школе I love swimming (искала целенаправленно в Москве школы, которые при подготовке используют именно методику TI), и осознание некомпетентности стало, скажем так, очень глубоким. Вернее, так. Любой навык, освоение его - процесс постепенный, и отчасти дискретный. Осознав неумение делать что-то - например, принимать под водой горизонтальное положение, слегка надавив на грудную клетку, - я этому уже научилась. И в этом моменте перешла к стадии 3, или даже 4. Но есть еще какие-то аспекты, в освоении которых я до сих пор нахожусь на стадии 2.

3. Осознанная компетентность (Я знаю как, и контролирую использование знаний)

Самый интересный и радостный момент в освоении любого навыка. Ты уже понял, как надо, ты чувствуешь эффект от применения нового навыка.

Вот, например, локоть. Если проносишь его достаточно высоко и далеко - рука полностью расслаблена, и ты начинаешь плыть кролем, совершенно не напрягаясь (я сейчас про верхнюю часть корпуса, для полного расслабления нужна, конечно, и правильная работа ног, и положение тела).
Как-то недавно было: до начала тренировки оставалось минут 15, и я разминаюсь до прихода тренера на дорожке, кроль, контролирую расслабленную шею и пронос руки. Автоматически считаю бассейны. В итоге - получилось 700 метров (точное время не засекла, к сожалению), при этом в совершенно спокойном состоянии, дыхание не сбилось. Так, размялась слегка. А ведь еще в конце января после 100 метров кролем сердце выпрыгивало, дыхание судорожное, под воду приходилось дышать раз 10, чтобы восстановиться.
Или вот момент, когда поймаешь ощущение невесомой головы. Расслабленной шеи. Ничего не тянет. Ты как рыбка. Медленная, правда, пока рыбка. И немножко бестолковая. Типа Дори.

4. Неосознанная компетентность (Я знаю как, и применяю, не задумываясь)

Когда ты применяешь что-то, не задумываясь, наступает черед полного восторга. Когда ты получаешь удовольствие от процесса, уже не задумываясь о руке, голове, скольжении. В случае с плаванием это ощущение почти полной невесомости, которое неведомо земным обитателям.

Не могу сказать, что в плавании в целом я добралась до этого этапа. Только в некоторых маленьких моментах. И когда они получаются сами собой - значит, пора опять назад, на вторую ступеньку, осознавать, что там неправильно, и учиться делать правильно. Скользи. Греби. Тянись. Дыши.



PS. Сейчас прохожу очередной уровень обучения в школе I love swimming. И готовлюсь к очередному контрольному заплыву. Даже к двум. Снова по километру. В следующее воскресенье - 22 мая, и через воскресенье, 29 мая. И я верю, что это будет мой лучший километр. Результатами поделюсь.


итоги недели, плавание, бассейн, тренировки

Previous post Next post
Up