I. Как повезло Западной Европе
До лета 2015 года российская «черная» (доброхотов) и «серая» (официозная - не путать с официальной, «белой») пропаганды изображали Западную Европу как будто это Древний Рим времён упадка в описании католических авторов позапрошлого века - сплошные перверсии, купании в роскоши, изнеженность нравов и безволие, отдающее древнюю культуру напирающим варварам…
А поскольку оная Европа ещё и покушалась критиковать Великую и Святую Русь за отсутствие никому не нужной демократии, и совратила Украину и Белоруссию [считай, демагогически объяснили девушкам-наследницам, что коли им исполнилось по 18 лет, то они могут уйти от дядюшки-опекуна, потребовать права распоряжаться наследством и категорически отказались от предложенных им женишков, подобранных дядюшкой], то её презирали и ненавидели. Как соседей, устраивающих частые молодежные парти, и которых можно вообразить на этом основании держателями притона, угрожающими всему дому.
Но тут Западная Европа приняла 1,5 миллиона беженцев. Можно считать такое поведение самоубийственной глупостью, но образ избалованных извращённых патрициев, как и положено, «водящих гетер в термы», был испорчен необратимо. Одни принимали огромные потоки беженцев (столько же, сколько крошечный Ливан и в три раза меньше, чем Турция). Другие - с помощью российского информационного и иного спонсорства - с этой пагубой боролись самоотверженно. Но, это в любом случае, не царство погрязших во всём на свете эгоистов. Продолжим наш пример с соседом. Если вдруг выясняется, что разбитная семейка приютила (благо была большая свободная зала для приёмов) семью погорельцев и даже не родных, или совсем седьмая вода на киселе, то их можно считать блаженными сумасшедшими (есть лишняя жилплощадь - могли бы сдавать иногородним начинающим менеджерам - какой-никакой, а приварок), но нельзя сводниками, растлителями и прочими совратителями невинных душ.
Как можно не быть душой и сердцем даже с русофобствующей веками Британией, раз она уходит от этой сумасшедшей Европы?!
А восточноевропейцы ведут себя так «по-нашему» - отказались принимать сирийцев, построили на границах стены из колючей проволоки, а заодно наплевали на упрёки из Брюсселя на принимаемые антидемократические законы. И за это им в глубине души хотят простить всё, включая многовековую русофобию. При полном понимании, что эта русофобия отступает на второй план только под давлением газпромофилии.
Так рухнул много лет культивируемый образ угрозы от Западной Европы, а значит, исчезла возможность для эсхатологической психологической мобилизации русских для Последнего Холовара.
II. Как повезло России
Основой основ политики авторитарного коррумпированного режима является избегание революции. Наверное, заправилы таких режимов догадываются, что если история и имеет признаки науки, то одним из законов истории, наряду с неизбежностью распада империй и вытеснением элит субэлитами, является революционный финал любого авторитарного коррумпированного общества современного типа. Поэтому ведётся увлекательная игра в обман всемирно-исторических закономерностей.
Основой основ современной отечественной государственной идеологии является слоган «Подчиняйтесь Путину!». Всё остальное - только попытки его обосновать. Ну, понятно, что Путин защищает страну от зловещего Обамы. Но Обама - «чмо», и любимые гости российских медиа - публикации о том, какой Обама слабак по сравнению с Путиным. На этой платформе сошлись даже верные путинисты с неверными внесистемщиками.
Но странно полагаться на надёжность консолидирующих свойств страха перед «чмо».
Путин также защищает народ от правительства, которое не только мечтает отменить зарплаты и пенсии, но и регулярно излагает свои зловещие планы во всеуслышание. Но ведь и в самые тупые народные головы должна заползти когда-нибудь предательская догадка, что эти министры лично Путиным подобраны, и что президент мог бы изредка мониторить рост цен, а не только руководить из какого-нибудь таинственного Оперативного центра бомбардировками в Сирии запрещённых в РФ организаций с иранского аэродрома. Тем более, что и с того иранцы прогнали за бахвальство. Пусть и маршал Шойгу чем-нибудь полезным поиграется, кроме планов строительства флота ледокольных линкоров для защиты Русской Арктики от зловещих поползновений Канады, датской Гренландии и Исландии.
Хотя, скажем честно, только что министр, мечтавший закрыть лишние вузы (ровно половину), был президентом заменён на министра, мечтающего ввести, фигурально выражаясь, «Закон Божий» с первого класса. И это было очень мудро - левая тоталитарная оппозиция немедленно поддержала кадровую рокировочку, готовая и за тень возвращения к советской системе образования согласиться на её превращение в инструмент государственного клерикально-консервативного индоктринирования, включающего, естественно, агитацию именно за партию власти.
Что касается уже окончательного оформления под эгидой «патриотизма» синтеза ностальгического сталинизма с православным клерикализмом, то это уже представляет интерес только для культурологов (как ритуалы криминалитета - для этнографов).
Поэтому для легитимации слогана «Подчиняйтесь Путину!» приходиться разводить турусы на колёсах. Для этого можно было использовать необходимость модернизации страны, искоренение коррупции и казнокрадства, защита общества от олигархии, защита общества от коммунистического реванша, защита от фашистской угрозы… И тут всё хором сказали: всё это было использовано в первые два путинских срока.
В результате путинизм стали подкреплять Рюриковичами, Романовыми, графом Уваровым, иноком Филофеем, статуем дважды религиозного реформатора (пролитовского и провизантийского) киевского кагана Володеймира…
Но я обещал рассказать, чем повезло России. Горько оплаканные в России и в Израиле (отказ Обамы рыдать на троих стало первым серьёзным обвинением ему) арабские диктатуры легитимировали себя как модернизаторы, открывающие страну миру, защитники от реакционных (ретроспективно-утопических) движений. Крах «просвещённых диктатур» (см. выше «закон истории №3») вывел в центр политики фундаменталистов.
Но поскольку путинизм, напротив, обеспечивает себя «православием, самодержавием и «народностью» [в понимании середины XIX века - это значит внесословный национализм], то его победителем станет доктрина, объединяющая верховенство права, открытость миру, прогресс, демократию и научный взгляд на мир. И Россия получит ещё несколько десятилетий цивилизованного развития.
Как это не странно сегодня, но 30 лет назад, при всевластии КГБ, нынешняя официальная идеология эпохи всевластия ФСБ, считалась бы «злостной антисоветчиной». Поэтому «никогда не говори «никогда»!
А пока суть да дело, то для дальнейшего гуманитарного просвещения страны даже хорошо, что путинисты хотят убрать из изучения истории «сложные моменты».
Дело в том, что у российского «патриотизма» появился очень сильный оппонент - украинцы, основой своей идеологической войны сделавшие доказывание хищнической природы русского империализма и террористический характер русской власти. Столкнувшись с описанием событий, о которых они если и слышали что-то, то очень туманное (как младшеклассники о перверсиях), пиплы ринутся в гостеприимный интернет… Советская система образования так же была скорее «пробельной информатикой», поэтому с такой жадностью поглощались историографические версии западных «голосов», которые, как теперь понятно, были преимущественно версиями Народно-Трудового Союза русских солидаристов (НТС).
В результате общество сосредоточится именно на том, что от него пытались утаить. Так уже было после отмены цензуры в ноябре 1905 года, когда произошла концентрация внимания на династических цареубийствах, и осенью 1990 года, когда в канун подписной кампании либеральная пресса дружно взялась за деконструкцию ленинского мифа (сталинский и жуковский жевали предыдущие два года).
И, разумеется, навалившись всем миром, российская паранаучная общественность разгадает главную тайну 22 июня 1941 года: будет точно установлено, что Иосиф Виссарионович Джугашвили заблаговременно знал о подготовке внезапного удара гитлеровской армии, но старательно скрывал эту шокирующую правду от товарища Сталина.