Столько всего в голове роится после просмотра, боюсь не донести, расплескать по дороге. Спойлеры уберу под кат.
В общем, сходили на последнего крейговского Бонда. Ощущения... смешанные. Но, пожалуй, больше хорошие, чем плохие. Если очень сжато ставить рейтинг, то этот фильм лично по моим вкусам всё же хуже Рояля и Скайфолла, но лучше Кванта и Спектра.
Дисклеймер: Это всё первые впечатления, мысли в первый вечер после просмотра, это всё еще сто раз поменяется через год.
Вступление
Наверное придется небольшую вводную по предыдущим фильмам дать. Лично я привык еще с времен Шона Коннери думать о фильмах бондианы как об отдельных фильмах, несвязанных историях об одном и том же агенте. Это не совсем так, и я к этому еще вернусь, но в целом ожидание было именно такое. Тем не менее, фильмы с Крейгом сняты как полноценный сериал, где поначалу может быть происходят малосвязанные друг с другом события, но в итоге паззл складывается, и понимаешь, что всё это время смотрел какой-то один мета-сюжет. Это и хорошо, и плохо по-своему. «Казино Рояль», когда только вышел, показывал буквально генезис героя, то как Бонд стал собственно Бондом, и почему он так холоден с друзьями и спокойно переживает смерть близких. И моё ожидание на тот момент было, что дальше нам будут крутить стандартную бондиану. Вместо этого создатели пенталогии последовательно подкидывают полешек в огонь перехода на личности: Бонд озлобленно мстит за смерть возлюбленной в Кванте, мы узнаем о его детстве в Скайфолле, и чуть ли не с родным братом он воюет в Спектре. Это всё для классической бондианы, какой я её помню, не очень характерно, смотрится на её фоне свежо, смело и даже дерзко, и где-то (Скайфолл) удается лучше, а где-то (Спектр) хуже.
При этом мне в 3-4 фильмах видится уважение к классическим фильмам на грани трепета. Не знаю, вроде бы и можно было бы взвыть о коммерциализации ностальгии, но привкус во рту остается совсем не тот же самый, как после бесконечных ребутов удачных франшиз восьмидесятых. В этом контексте даже пафосный визит на базу Блофельда в Спектре и последующий абсурдный по нынешним временам побег с неё смотрятся не на скорую руку сляпанным куском сценария, а абсолютно классическим эпизодом бондианы.
В общем, с каким-то таким багажом я пришел в кино.
Для начала без спойлеров.
Без спойлеров
Что я знал о фильме к моменту его начала? В общем-то только то, что давал трейлер: на смену Бонду придет новая, стильная-модная-молодежная-афробондианка 007. Соответственно я подозревал, что фильм будет решать в первую очередь задачу передачи дел и легитимизации новой агентки в глазах зрителя. И знаете что? Я не мог быть более далек от истины.
Фильм решает ровно одну задачу: завершить целиком и полностью единственную историю, которую нам рассказывают все пять фильмов, историю о Бонде с человеческим лицом, агенте, имеющем право на личную жизнь во всей её полноте, с настоящей семьёй, настоящими друзьями и настоящей любовью.
Хороший ли это фильм? Да, очень классный. Безупречный ли? Абсолютно точно нет. Лучше или хуже других фильмов пенталогии? Уфф, это трудный вопрос.
Мне он очень зашел по структуре. В какой-то момент я себя поймал на том, что фильм жонглирует довольно большим количеством мотивов разных заинтересованных сторон, и выглядит одновременно сложно и интересно. С другой стороны, весь хронометраж выглядел именно как кульминационная серия сериала, а не самостоятельный фильм, так что возможно, не пересмотри я предыдущие четыре фильма за неделю перед походом в кино, «Не время умирать» показался бы мне суетой и сумятицей.
Кстати, если вы боитесь идти на фильм, так как вас воротит от «повесточки» - идите обязательно и смело. Чернокожей 007 там отведена максимально эпизодическая роль.
По части боевки предыдущие части были, мне кажется, сильнее. То ли дело в более размеренном повествовании этого фильма, то ли в том что Крейг постарел, но даже самые кульминационные сцены смотрелись как-то немного ватно, что ли. Это особенно хорошо видно ближе к концу в явном оммаже к знаменитой сцене из «Атомной блондинки», которой Крейг, мне кажется, проигрывает.
С другой стороны, если вас, как и меня, разочаровывали короткие, буквально мимолетные сцены визита на базу суперзлодея и последующей победы в Кванте, Скайфолле, Спектре - «Не время умирать» наконец-то дает жару.
Ну и самое главное, что мне осталось сказать о фильме, не влезая в спойлеры - это самый НЕ-бондовский фильм из всех, что я видел из бондианы. Авторы окончательно уходят в изучение личности главного героя, его человечности, его морального роста, и разрушают тем самым все лекала бондианы, настолько, что этот фильм становится чем-то иным. Ну, знаете, есть же много разных шпионских боевиков, начиная с «Миссии Невыполнимой» и заканчивая «Мистер и миссис Смит», и каждый из них узнаваем чем-то своим и рассказывает о чем-то своём. Так вот, мне кажется, «Не время умирать» выходит за рамки собственного жанра и становится каким-то другим шпионским боевиком про какого-то другого шпиона. Ну или, если проще - это как четвертый сезон «Шерлока» по сравнению с предыдущими сезонами.
О, знаете что, давайте так, с акцентом: ВО МНОГОМ этот фильм как четвертый сезон «Шерлока». И да, это может не понравиться.
Например, когда все второстепенные персонажи вдруг теряют свои личности, мотивы и отдельные задачи в рамках классической структуры фильма и начинают просто дружной гурьбой обслуживать главного героя, то ли как лучшие друзья, то ли как родители, то ли как преданные собачки - это воспринимается чуждо и странно. И абстрагироваться от этого было сложновато.
Но господи, там всё равно есть на что посмотреть.
Теперь наконец пройдусь по конкретным сценам и сюжетным поворотам, со спойлерами, без конкретной очередности.
Со спойлерами
1. Для начала о главной интриге - чернокожей 007. Я искренне изумлен был её роли в сюжете. Как бы это помягче выразиться... мне кажется, это какая-то не очень тонкая насмешка над СЖВ-сообществом. Номи изображена умелой шпионкой, которая, тем не менее, как будто пытается казаться большей, чем она есть, и которую куда больше, чем даже самого Бонда, заботят её собственные понты. Для этого в фильме есть всё. Первую треть фильма она выёбывается на Бонда, изо всех сил давая ему понять, что он дедуля в отставке, а она новая 007, под его недоумевающее «это всего лишь цифры». Затем, когда его берут обратно, больше переживает о том, кому достанутся заветные цифры, чем о миссии. Затем полфильма отстает от него на шаг. А затем заявляет, чуть ли не в пустоту, дескать, пусть 007 остается у Бонда, ведь «это всего лишь цифры». И всё это время действует где-то на фоне, собственно в экшен влезая всего в паре сцен, и в конце появляясь, чтобы торжествующе застрелить с бухты-барахты влезающего в сюжет РАСИСТА. Всё. Типа, выводы каждый может делать сам, но я хз как еще можно прочитать тут намерения сценаристов.
2. Не могу больше молчать. ААААА ДРАКА ПАЛОМЫ В ВЕЧЕРНЕМ ПЛАТЬЕ АААААА!!1 Извините. Там короче на одну сцену появляется эта молоденькая ЦРУ-шница, и нам с ней дают от силы секунд двадцать экшена, но господи, как же это красиво! Жду не дождусь релиза в цифре, тупо чтобы пересмотреть эту сцену.
3. Мне очень понравилось супер-оружие, вокруг которого вертится сюжет, и знаете, чем? Это не
макгаффин. Суть этого оружия сказывается на сюжете не один, не два, не три раза. Это классно и свежо.
4. Завязка сюжета мне показалась грубоватой. Она как будто обесценивает те понты, с которым Марлен в предыдущем фильме говорила, мол, «однажды, когда мне было девять, в дом пришел человек, который хотел убить отца. Он не знал, что папа прячет под раковиной пистолет, а я знала».
5. Местами сюжету приходится прощать глупости. Ну не верю я, что не нашлось другого психиатра, кроме заведомо замешанной в делах Спектра Мадлен, чтобы общаться с Блофельдом. А в погоне за семьей Бонда злодеи так долго не брались за огнестрельное оружие, что я реально до появления Логана Эша в кадре был уверен, что Бонд по паранойе отбивается от своих же агентов, приехавших его спасать. А снаряжая Бонда на финальную операцию, Q мог бы дать ему не часы, а ЕМП-гранату с тем же успехом - не то чтобы граната выдала в Бонде, одетом в черный камуфляж и с автоматом в руках, шпиона.
6. Да, об оммаже на «Атомную блондинку» - снятая одним дублем сцена боя на лестнице, когда Бонд пробивается в командный центр, чтобы открыть люки, ничем иным быть не может. И смотрится потрясающе. Но всё еще не так потрясающе, как в оригинале. Если вы любите шпионские боевики и еще не видели «Атомную блондинку» - идите смотреть немедленно!
7. К слову о шпионских боевиках: этот конкретный в гораздо большей степени боевик, и в гораздо меньшей степени шпионский. Бонд в какой-то момент снимает смокинг и превращается в супер-солдата из «Неудержимых». И это не удивительно, ничему не противоречит, но несколько неожиданно. Впрочем, если рассматривать этот фильм как заключительную серию пенталогии - он уже достаточно к этому моменту натаскался со смокингами.
8. Моя главная претензия всё же в том, как все второстепенные роли рассыпаются и подменяются Друзьями Бонда, ведь Дружба Это Магия. Знаете какой приказ НЕ МОГ отдать М? «Вам поставлена задача спасти Мадлен и её ребенка». Знаете, какой приказ ОТДАВАЛА настоящая М? «Стреляйте, черт побери.» У вас на кону стоят жизни целых рас, а вы об одном ребенке трясетесь? Камон!
А знаете, что Q делает в этом фильме? Сидит, блядь, на рации в армейском самолете и зачитывает Бонду показания радара. А знаете, что он делал в прошлом фильме? Сидел дома в пижаме. Знаете, почему? Во-первых, «я сидя дома в пижаме с ноутом за вечер нанесу террористам больше урона, чем вы за месяц полевой работы». А во-вторых, Q блядь БОИТСЯ ЛЕТАТЬ! Ну или боялся раньше. Но дружба это магия.
9. Единственный друг, который и вправду остался в рамках своей роли, это Феликс. Как настоящий друг по шпионству, втащил Бонда в ЦРУ-шные разборки, подкинул ему горячую цыпу в напарники, скрыл от Бонда детали операции и словил пулю в живот. Ушел красиво, в хорошем смысле - меня не покоробило от сцены его гибели, она была уместна и заслужена, без надрыва, без нагнетания, это был хороший конец хорошей дружбы, и еще одна закрытая сюжетная линия в фильме, закрывающем все сюжетные линии. Спасибо Джеффри Врайту за отлично сыгранного Феликса.
10. И какой бы слащавой не была сцена поминок Бонда в кабинете M, всё равно трепетная любовь создателей к бондиане читается до конца. Черт, они даже воткнули наконец фирменный выстрел Бонда в само кино! И этим выстрелом режиссер попал мне в сердечко. ❤️
На этом пока всё.
Конклюжен
В общем, «Не время умирать» ставит точку крейговской бондианы, и ставит её так жирно, что я, честно говоря, опешил и весь вечер не мог подобрать слов, пока не дошло - мне грустно знать, чем заканчивается история этого конкретного Бонда. Оказывается, Крейг был для меня Бондом, к которому не жаль возвращаться вновь и вновь. Пересмотрите сейчас Рояль, он смотрится потрясающе до сих пор. И для меня это был the Бонд, существующий вне времени, он как будто был всегда и будет всегда. Казалось, даже если следующий фильм снимут уже не с Крейгом - тот по-прежнему будет жить в моей памяти и в фильмах, к которым можно будет возвращаться раз за разом. Но теперь я знаю конец этой истории, и развидеть его уже не выйдет, пора прощаться. Это достойное прощание, но от этого не легче.
P.S. Дописываю это спустя два дня. Ощущение приятной щемящей грусти, как от хорошей прочитанной книги, оставалось со мной еще сутки. Да еще и с заглавным треком от Билли Айлиш вышла та же история, что и со Скайфоллом от Адель - в кино он мне показался блеклым, но прослушав его дома еще раз, я уже не мог выкинуть его из головы до вторника. И вот это послевкусие, пожалуй, больше говорит о фильме, чем любые мои обзоры.