Малые ГЭС Карелии. Питкякоски ГЭС-19

Sep 14, 2016 10:58

После войны с Финляндией 1939-1940 годов СССР присоединил к себе Карельский перешеек и Западную Карелию. На присоединенных территориях было и несколько электростанций, которые работаю и по сей день. Некоторые из них мне посчастливилось посмотреть во время поездки вокруг Ладожского озера и Республики Карелия. Начну свой рассказ об этих уникальных ГЭС с ГЭС "Питкякоски" или ГЭС-19.





1. Станция была построена в начале 30-х годах прошлого века в лесу на порожистом участке реки Киттенйоки в 18 км от г. Сортавала. В середине 1930-х годов перед финнами была поставлена задача увеличить выработку электроэнергии на существующих гидросооружениях. На основании исследований, был составлен проект реконструкции ГЭС "Питкякоски". Планировалось увеличение напора ГЭС и генераторной мощности станции. Работы были начаты, но их реализации помешала война. Модернизация станции была продолжена уже Советским Союзом и в 1947 станция была пущена. На момент начала модернизации здание имело только стены и кровлю, но водосливная плотина и напорный бассейн уже были реконструированы финнами и не требовали дополнительных работ.



2. ГЭС "Питкякоски" является станцией смешанного типа: часть напора создается за счёт деривационного канала, спрямляющего излучину реку, а другая часть напора - водосливной плотиной. Мощность ГЭС - 1,26 МВт. В здании ГЭС установлен один горизонтальный гидроагрегат, снабжённый радиально-осевой турбиной со сдвоенными рабочими колёсами (диаметр колес 1,2 м), работающей на расчётном напоре 27 м. Станция принадлежит ПАО "ТГК-1".



3. Гидроагрегаты произведены финской фирмой "Тампелла" в 1946 году. Первоначально на станции было установлено две радиально-осевых турбины мощностью 1260 и 500 кВт. В 60-е годы прошлого века гидроагрегат мощностью 500 кВт был демонтирован.



4. Сохранилась прикольная табличка с инструкцией по смазыванию подшипников и цапф.



5. Особенность станции является то, что она работает в полностью автоматическом режиме. В случае аварии станция автоматически отключается и на пульт отправляется СМС о неисправности. Последующее включение осуществляется в ручном режиме. Ремонтно-эксплуатационная группа обслуживает 3 станции каскада Сунских ГЭС.



6.



7.



8. Турбина приводит в действие генератор HSSAL-18/556L6 производства фирмы "Стромберг".



9.



9.



10.



11. На втором этаже машинного зала расположено ЗРУ 35 кВ, но подняться наверх мне не разрешили :(.



12. Выходим из машинного зала и поднимаемся на верхний бьеф. По дороге мох и грибы.



13. Рядом с дамбой верхнего бьефа расположены остатки взорванной при отступлении старой дамбы. Кто ее взорвал, наши или финны, история умалчивает.



14. Естественное водохранилище верхнего бьефа.



15. А вот собственно и плотина.



16. С правой стороны канал для сброса мусора, а в центре деривационный канал диаметром 1,5 метра. Рядом находился канал на демонтированную вторую турбину.



17. Все механизмы плотины от компании KRUPP приводятся в движение вручную, железной рукоятью, которая хранится в машинном зале. Если оставить тут, то её обязательно покрутят частые "дикие" туристы и тогда будут проблемы.



18.



19.



20. Вот такая интересная ГЭС находится в Карелии, недалеко от города Сортавала. Спасибо компании ПАО ТГК-1 за возможность посетить ГЭС "Питкякоски" и другие станции группы малых ГЭС в рамках 1200 километрового энергокруиза вокруг Ладожского озера под девизом "Дорогою добра с энергией ТГК".



Всё самое оперативное можно смотреть у меня в Facebook, VKontakte и Инстаграм. Не стесняйтесь, добавляйтесь в друзья и подписчики.

Понравился журнал?
Добавь в друзья!



ГЭС, Энергетика, ТГК-1

Previous post Next post
Up