Стадии обучения

Dec 07, 2012 18:14

Часто во всяких объяснениях приходится упоминать стадии обучения. Чтобы не описывать их каждый раз, сделаю это здесь. И ещё добавлю пару бонусов.

К тому же, знание этих стадий помогает более осознанно посмотреть на процесс собственного и чужого обучения и, иногда, предотвратить некоторые проблемы. А так же понять других людей, которые по каким-то навыкам могут находиться на разных с нами стадиях.

Стадии обучения
Когда человек начинает какое-то новое дело или обучается новому навыку, он проходит 4 стадии обучения, независимо от того о каком навыке идет речь - от езды на велосипеде до квантовой физики.

1) Неосознанная некомпетентность. Новичок.
На этой стадии человек не знает о существовании или не осознает необходимость и важность определенных знаний или навыков. Мы не сможем выучить геронтологию, если даже не знаем о её существвании. Многое из того, что в нас пытались вложить в университете, мы не освоили только потому, что для нас эти навыки были не актуальны, мы не ощущали их необходимости.

Осознание приходит при столкновении с задачами, которые невозможно или сложно решить без определенных навыков. Либо из наблюдения или общения, т.е. получения новой информации (расширения картины мира).

Попытки научить чему-либо новичка, обычно, ни к чему не приводят, пока он сам не перейдет на следующий уровень.

[Мы ни разу не видели машину и не знаем, что не умеем на ней ездить.]

2) Осознанная некомпетентность. Ученик.
Столкнувшись с нерешаемой проблемой. Мы понимаем, что если такие задачи решает кто-то другой, значит, у нас просто не хватает на это компетенции, навыков, значит надо научиться.
Мы уже знаем о существовании дополнительных знаний/умений, актуализировали их необходимость и осознаем их важность и начинаем пробовать и учиться.

Перейти на эту стадию нам мешает инертность мышления и тунелирование информации.

[Мы увидели машину, и поняли что не умеем на ей управлять.]

3) Осознанная компетентность
Когда определенные знания/навыки получены и применяются на постоянной основе, то достигнута стадия осознанной компетентности. Но на этой стадии мы должны прилагать определенные усилия, чтобы применять полученные знания постоянно. Навыки ещё не перешли на уровень автоматизма или привычки и требуют собранности и внимания, для обдумывания каждого действия.
Чем лучше мы овладеваем навыком, тем менее заметно улучшение.

[Мы начинаем ездить на машине, но постоянно приходится всё контролировать: куда посмотреть, на какую педаль нажать и т.д.]

4) Неосознанная компетентность. Эксперт.
Это ступень, когда навыки используются без дополнительных усилий, как например, умение дышать, ходить, плавать или кататься на лыжах. Это становится настолько естественным, что используется бессознательно.

Здесь же есть определённый барьер, который мешает перейти на эту стадию. На предыдущей стадии мы упорно учимся всё контролировать, чтобы не допустить ошибку. Но этот же контроль мешает нам совершать действия автоматически. Это хорошо заметно, например, при обучении слепой печати или скорочтению. Поэтому иногда, чтобы продвинуться дальше, нужно учиться не контролировать элементы навыка, учиться доверяться своим новым привычкам и рефлексам.

[Мы свободно ездим на машине, не задумываясь о том как и куда нажимать, а следим за дорогой.]

(5) Я обычно выделяю ещё пятую стадию. Осознания неосознанной компетентности. Стадия учителя.
Не каждый эксперт может научить. Это из разряда «спросили у сороконожки, как она ноги ставит при ходьбе… Тут надо уметь понять неосознанную часть своего навыка, но не «сломать» его неосознанного выполнения.

Эти стадии можно обосновать разделением действий относительно их сложности для нашего сознания.
Основные разновидности действий приведенные в порядке возрастания сложности: рефлекторная, инстинктивная, привычная и намеренная.

Когда мы получаем новый навык, то идем в обратную сторону и в идеале должны перевести наш навык от намеренного на уровень рефлекторного действия («Чтобы от зубов отскакивало», «Ночью разбуди - должен без запинки рассказать»). Переход между 3,4 и 5 стадиями соответствует переходам по этим уровням.

Кроме того, (в качестве бонуса) есть методика изучения новой теории/идеи/концепции…

1. Первый этап - принятие идеи. Нужно целиком и полностью принять идею. Согласиться с ней, погрузиться в неё.

2. Второй этап - конструктивная критика. Поиск слабых мест теории с целью улучшить её. Важно не просто критиковать проблемы, но давать их решения.

3. Третий этап - отторжение. Отказ от теории. Но не простой отказ, а кристаллизация всего адекватного, эффективного, «правильного» из этой теории и отбрасывание всего остального (Закон отрицания отрицания).

решения, психология, информация

Previous post Next post
Up