Нынешнее путешествие, как это часто бывает, состоялось благодаря одной совершенно идиотской ошибке. Впрочем, в вечер пятницы после плотной трудовой недели в местном филиале «Приюта безумных» ещё и не таких глупостей можно натворить!
В идеале на субботу планировался выезд на заснеженные вершины Ай-Петринской яйлы - в горах на неделе снег валил, что называется, не переставая, так что в списке перспектив значилось валяние в сугробах, лепка снеговиков, глинтвейн с закуской из сосулек и возможно даже покатушки с какой-нибудь «коровьей горки». Одна беда - вместо того, чтобы отремонтировать наконец серпантин, ведущий к вершинам, и обеспечить его регулярную расчистку от снега, как это делается везде, у нас предпочитают просто запретить проезд любого транспорта на яйлу с обеих сторон: с Южного берега и от села Соколиное. Так что попасть на гору необходимо до того времени, как доблестное ГИБДД с утречка заступит на свои посты. Минус такой хитрости - ранний отъезд туристического транспорта. Даже я бы сказала очень ранний: 6 утра в выходной день - и это уже отправление! Но что поделаешь. Рюкзак собрала с вечера, будильник завела на 5 утра… и уже в последний момент решила добавить еще 10 минут «на всякий случай». Перевела таймер на телефоне с нулей на 50 минут.., а час не откорректировала. В результате гаджет прокуковал подъем, когда мне уже надо было ехать к месту сбора L
Понятное дело, что автобус убыл без нас. Но не пропадать же тщательно собранной экипировке! Из возможных вариантов: сосульки на Суаткане, Чертова лестница, Римская дорога выбираем восхождение на Кильсе-бурун - как бы та же Ай-петринская яйла, но безо всяких ограничений.
…Да, пожалуй так рано я еще в походы никогда не выходила/выезжала! Еще толком не начало светать, как мы свернули в Байдарскую долину. Погода меняется весьма быстро: после комфортных городских +5С в долине температура за бортом падает с каждым километром. В какой-то момент датчик показывал даже -12, но в итоге, когда мы завершили автомобильную часть маршрута за селом Орлиное, показания снизились до менее шокирующего значения -9С, а зимнее неспешное солнышко позолотило макушку Ильяс-кая. Это конечно не рассвет в Альпах, но тоже красиво!
На часах 7.50, на термометре -9С, на горизонте - Ильяс-кая
Восхождение на Кильсе-Бурун совершаем по Мордвиновской дороге - части сухопутного маршрута via militaris между городом Херсонесом и римской крепостью Харакс. Еще две части этого пути с южнобережья в долину вслед за римскими легионерами мы добросовестно протоптали ранее: из села Родниковское через Карадагский лес (так называемая Римская дорога) и Календская тропа от села Подгорное. Все они ведут к перевалу Шайтан-Мердвен.
И все они примерно похожи по конструкции: вырублены в известняковых склонах речных оврагов, местами укреплены подпорными стенами и подсыпаны щебнем. Вполне возможно, и даже более чем вероятно, что римские легионеры не занимались рабским трудом каменотесов, а лишь усовершенствовали более старые торговые пути полуострова. Впоследствии, в эпоху средневековья, via militaris поддерживали в надлежащем состоянии жители Байдарской долины по указанию Крымского хана. В результате чего отдельные участки дорог не только легко проходимы для пешего туриста, но и даже доступны для проезда внедорожного транспорта. Из всех трех Мордвиновская дорога сохранилась наиболее хорошо, что объясняется её активной эксплуатацией в конце 18в: тогдашний командующий Черноморским флотом граф Мордвинов даже организовал ремонт дороги, чтобы беспрепятственно транспортировать строевой лес с собственных наделов на яйле.
Забыла отметить, что вся дорога от Севастополя до села Орлиное была абсолютно бесснежной. Ну ладно, для приморского города это нормально и привычно. Но чтобы ни снежинки в полях и на обочине при уже указанных -10-12С - это как-то непривычно. Зато здесь снег лежит буквально с первых метров подъема, а местами, там где на дорогу сочатся тоненькие горные ручейки, лежит не только снег, но и корочка намерзшего льда. А на этом слегка примороженном снегу впечатаны россыпи разнообразных следов, из которых цивилизации - людям и машинам - принадлежит хорошо если треть. Всё остальное - словно со страниц книг В. Бианки: птичьи крестики всяких размеров; мелкая цепочка круглых мышиных точек; лапки круглые и вытянутые - возможно собачьи, а возможно и лисьи; характерные Т-образные заячьи… и чьи-то копытные, тоже достаточно разнокалиберные. К копытным следам прилагаются копытные же раскопки на местах звериных лёжек - всё это в какой-то паре метров от дороги. Невольно начинаешь прислушиваться и оглядывать окрестные склоны в поисках движущихся фигур. Было дело, один раз на этой дороге нам навстречу вышла пятерка косуль - пофыркала и легкими скачками унеслась вниз по склону. А в другой раз - не здесь, правда, а на Календе - мы встретили дикого кабана, неспешно трусившего по склону, к счастью на противоположной от нас стороне балки!
Однако мысли о возможной встрече с крупными парнокопытными голову посещают нечасто, когда вокруг царят такие восхитительные виды. Снег золотится в лучах рассвета и поскрипывает под ботинками, в ветвях чирикают какие-то пернатые…и никого, в смысле, ни одного человекообразного! А на Ай-Петри сейчас небось кишмя кишит - кошмар мизантропа!
Путь к подножию Кильсе-бурун занял около двух часов - с паузами на фотосъёмки и восторженное созерцание окружающих пейзажей. Дальше изрядно накатанная внедорожниками лесников Мордвиновская дорога внезапно скрылась в ровном полотне свеженаметенного снега. Красота конечно сказочная, морозная, искрящаяся, какая-то совершенно не по-крымски зимняя, ещё и с полупрозрачной долькой утренней луны в небе! Но где же дорога?! Понятно, что должна быть где-то на склоне в направлении башни триангулятора. Но наблюдаются только заячьи петли и одинокий наполовину заметенный след какого-то «Конюхова» или «Сусанина», ведущий вверх. Ориентируемся по нему; потом среди снежных волн проглядывают две параллельные линии, вероятно обозначающие автомобильную колею. Впрочем, все эти следы не сильно помогают: идти приходится по щиколотку в снегу, а то и глубже. Когда еще у нас в такое попадешь?!
У вершины Кильсе-Бурун три скалистых «зуба»-выступа. С каждого из них открывается вид на Южнобережное шоссе и греющиеся под ярким солнцем санаторные поселки ЮБК. Прямо под нами тоннель в горе Дракон (он же хребет Ай-Юри) и поселок Меллас, рассказ о парке которого я собираюсь в ближайшее время опубликовать. На море гладь с пятнышками от солнечных просветов, в небе ватные кучки облаков, сосна, вросшая в почти вертикальную стенку, внезапно выпорхнувший из расселины орел … и в качестве дополнительного бонуса практически полное удивительное безветрие! На яйле, в том числе и здесь, на Кильсе-Бурун, нам доводилось бывать неоднократно в разное время года, и практически каждый раз свистящий ветер сгонял нас с поднебесных вершин. Помнится, один раз пришлось прятаться в карстовой воронке под карликовой дикой грушей, чтобы хоть как-то передохнуть от борьбы с воздушными потоками и хлебнуть горячего чаю. А в этот раз вот надо же - практически ни дуновения!
Здесь снежные сугробы, а внизу под нами - солнце и море. Чудеса!
Предварительно озадачиться картами тайников геокэшинга в этом районе мы не успели, но небольшие поиски всё же провели - вычислили остатки средневекового храма, давшего название всей горе: Кильсе-Бурун - Церковный мыс. С чего бы быть церковным этому плоскому как тарелка скалистому выступу? Оказывается, есть с чего! В неглубокой воронке среди зарослей деревьев археологами был обнаружен культовый храмовый комплекс, периодически достраивавшийся и возрождавшийся в XII, XIII и XVвв. Древняя грунтовая дорога рядом и редкие находки вдоль нее свидетельствуют, что кроме храма здесь могло находиться небольшое поселение, которое ученые относят к VIII веку. Поскольку обнаружен и обследован храм сравнительно недавно - в 2016-2018гг, то ученые не спешат публиковать его местонахождение на широко распространенных картах типа Викимапии. Однако какие-то энтузиасты уже успели частично восстановить разрушенные стены, более того по описаниям в алтаре уже полно всяких иконок, свечей и мелких даров. Сейчас это всё надежно укрыто снегом местами примерно полуметровой глубины и замаскировано разлапистыми колючими деревцами. При случае наведаемся сюда в бесснежный сезон, чтобы подробнее изучить эти древности…
Храм без названия на высоте чуть менее 712 метров
А вот это уже точно 712 метров над уровнем моря.
Дорога назад дается не в пример легче и быстрее. Подавляя стойкое желание сесть на туристический коврик и лихо скатиться на нем к подножию, мы упорно бредём вниз по склону, вздымая фонтаны искрящегося на солнце снега. Снег кстати, так и не начал подтаивать даже в ослепительно солнечный полдень, так что с задуманными снеговиками вышла полная нелепица, в смысле, они не лепятся L. Пришлось довольствоваться обломками снеговых глыб, отвалившихся от егерского внедорожника и собирать снеговиков из доступных компонентов, подобно мебельным конструкторам из Икеи.
Получившиеся существа - как привидения в мультфильме про Карлсона - «страшные, но симпатишные». Даже интересно, встретятся ли они кому-нибудь? Нам за весь день встретилась всего одна небольшая группа, ближе к полудню целеустремленно топавшая вверх на подъем, так что у мизантропов нынче праздник. Еще были обнаружены сосульки на тихонько журчащей речке Байдарке и целиком замерзший пожарный пруд. А в лужах, разбитых всё теми же внедорожниками - целые глыбы, практически айсберги, прозрачного с цветными прожилками льда. Так что практически все пункты программы «поездка в зиму» оказались успешно выполнены.
…В заключение хочу добавить, что все описанные приключения и красоты доступны не только владельцам личного автотранспорта, так как маршрутные автобусы №37, №41 и №182 сообщением 5й км Балаклавского шоссе - Байдарская долина, село Орлиное ходят с завидной регулярностью и строго по расписанию. Так что даже если неправильно завести будильник и проспать, шанс уехать на следующем автобусе всё равно имеется)
Для тех, кто пока не собрался ехать, но готов посмотреть другие виды того же снега - добро пожаловать на сайт
Gudwin . Там много всего фотографического. А у меня - соседние с Кильсе-Бурун вершины в менее снежную погоду в
отдельном посте.