«Дюна» Дени Вильнёв: куда пропали ментаты и цикличность истребления человечества

Sep 19, 2021 00:02


Несколько мыслей после просмотра крайней экранизации «Дюны».
Внимание возможны спойлеры.

Сразу оговорюсь: я читал и перечитывал «Дюну» Френка Херберта и её продолжения не нескольких переводах (у самой Дюны оказывается уже шесть вариантов перевода), прочел почти все приквелы и сиквелы написанные Брайаном Хербертом (сыном Френка Херберта) совместно с Кевином Андерсоном, так что возможно, слишком придирчив, и «слишком глубоко копаю». Так что стоит ли вам читать дальше - решайте сами.





Если кратко: Дени Вильнёв сделал очень достойную экранизацию. Даже лучшую. Все-таки экранного времени у него на это предостаточно. Только первая часть трилогии - 155 минут. Девиду Линчу, в 1984, с его 137 минутами экранного времени ни за что бы не удалось достигнуть такой глубины повествования и раскрытия образов героев… В новой экранизации у Вильнёв есть возможность уделить внимание деталям: пейзажам планет Аракиса и Каладана, и даже немного Гьеди Прайм и Салуса Секундус, бережно имплантировать в кадр мелкие, незначительные детали книги: всякие головы и статуэтки быков, гробница покойного деда Пола (Лето I Атрейдеса), листки и книги «желтой библии» в руках воинов, доктор Юи и другие персонажи намного более выпуклы… Возможно, не хватает эстетики тлена и разложения, которая присутствовала в экранизации Дэвида Линча, да и Фейд-Раут Харконен (племянник барона Владимира Харконера) - пока эпизодический персонаж (у Девида Линча его очень ярко сыграл Стинг).





На сколько Барон Харконен версии Дэвида Линча (сверху) "очаровательнее" версии Дени Вильнёв (снизу).

Впрочем, у Дени Вильнёв много осталось за скобками. Например, ментаты и мастера убийств. В фильме есть и Суфир Хават, и Питер де Вриё, но как-то нет отсылок на их «ментатские способности». Разве что Хават смог быстро подсчитать стоимость перелёта посланника императора при вручении грамоты на управление Дюной. Нет отсылок на способности ментата и у Пола. В книге есть важный момент: когда Джесика и Пол покидают разбившийся орнитоптер их начинают засасывать текучие пески, и Пол «по-ментатски» рассчитывает сколько и куда нужно вылить бесценной воды, чтобы «связать» и остановить текучесть песка. Собственно, способности ментата, считаю, в значительной мере помогают Полу выбрать путь в своих видениях будущего. Но в фильме Дени Вильнёв об этом даже намёка нет…

Но в целом, конечно, - это мелочи. Если не планируется снимать фильмы по остальным книгам Дюны, и тем более по приквелам и сиквелам, то ментаты не важны. Это для вселенной Дюны ментаты - единственная возможность производить сложные расчёты и прогнозы. Ведь «мыслящие машины», компьютеры и даже калькуляторы во вселенной Дюны под запретом. Ментаты - это как мост в мир до Батлерианского Джихада (мне даже кажется, что ментатов на самом деле обучают не Бене Тлелаксу, а Эрасмус - последний из разумных роботов, которого, из-за его полезных качеств пощадили и «разумные машины», и, позже, выжившие в бойне джихда люди).

В фильме, можно было и компьютеры оставить. Но не оставили. В экранизации Дени Вильнёв сплошной стим-панк. А значит, отсутствие компьютеров для фильма - важная деталь. Тогда почему нет демонстрации способности ментатов?



Стимпанковские Орнитоптеры из фильма Дени Вильнёв.

Со самое важное, на мой взгляд, что есть в «Дюне» Дени Вильнёв - нам показали как Пол Атрейдес прозревает будущее и делает ВЫБОР. И это реально круто. Правда, куда это прозрение заведет нас в экранизации - загадка. В нашей реальности «Блек лайф мете», «Ми ту», толерантности и прочего, этический выбор Атрейдисов - нонсенс. Ведь ради своего персонального понимания свободы человечества и борьбы с «внешним контролем» клан Атрейдесов шёл на чудовищные жертвы чужими жизнями: сначала полное ядерное выжигание «в стекло» половины обитаемых миров Вселенной в эпоху Батлерианского Джихада; после кровавая, межпланетная резня фрименами всех не согласных и идеей «общего блага»; затем истребление гильдий при возвращении из Рассеяния новой расы выведенной за многие тысячелетия Червём Богом-Императором Дюны Лето II Атрейдесом (сыном Пола Атрейдеса, героя фильма). Причём вся эта борьба за «свободу» всегда оканчивается «не свободой» … После Батлерианского Джихада человечество под контролем императорского дома Карино с его сардукарами (планету которых почему-то не до бомбили в стеклянный шар, как другие «освобождаемые» миры) и Гильдий… После мирового похода фрименов - вселенная под тиранией Бога-Императора и Червя, ведущего свои генетические разработки и контролирующего свои «видением будущего» даже гильдии… после «Возвращения из Рассеяния» вселенная под контролем сексуального программирования гейш (тоже, что-то типа гильдии) которому почти ничто не может противостоять кроме остатков ордена Бене Джессерит с их сексуально неконтролируемым клоном-гхоллй…

Для 60-х, когда писалась книга, истребить половину человечества, ради немного большей свободы оставшейся половины -- нормально. Но сейчас нужно учесть права всех (и букашки, и дельфина, и трансгерденного наркомана)... Так что чем кончится кино-трилогия -- загадка. А значит смотреть следующие серии новой экранизации Дюны будет ещё интереснее.




Черви в версии Дэвида Линча (сверху) не в пример крупнее (на верху червя, два бугорка -- это люди) нежели черви в версии Дени Вильнёв (снизу).

кино, бла-бла-бла, рецензия

Previous post Next post
Up