На чем поедет человек, которому нужно добраться из Петербурга в Москву? Ответ очевиден: нормальный человек поедет в плацкартном вагоне. Если это нормальный человек, который хочет комфорта и может себе позволить немного раскошелиться, то он поедет в купе. Если это нормальный человек, который страдает бессонницей в поездах, то он поедет «Сапсаном» и доберется за четыре часа с небольшим. Казалось бы, варианты исчерпаны.
Но есть же еще и самолет! Идея кажется дикой, но, если разобраться, картина такая: и стоит он столько же, сколько «Сапсан», и время в пути (с учетом дороги до аэропорта, прохождения досмотра и т.п.) такое же, как у «Сапсана». Вроде бы разумнее спокойно ехать в поезде, чем мотаться по аэропортам, но фокус в том, что эти мотания помогают скоротать те же самые четыре часа с небольшим. Какое-никакое развлечение. Палка о двух концах в чистом виде, а кто какой конец предпочитает - это личное дело каждого.
В общем, решил попробовать полететь самолетом. К тому же это была детская мечта - не трястись восемь часов (в то время никаких сапсанов даже близко не было), а лихо долететь за час.
Был наслышан про всякие пробки, поэтому выбирал рейсы туда и обратно с большим запасом, чтобы наверняка успеть посетить запланированные мероприятия. Выбрать подходящие рейсы легко, потому что самолеты летают часто.
Дорога туда была довольно будничной. Приехал за полтора часа до вылета, быстро прошел все процедуры и быстро загрузился в самолет. Народу было очень мало, самолет тоже крошечный. Обстановка была камерной, как будто полеты из Петербурга в Москву - это такое же обычное дело, как поход в булочную или поездка в метро. Никто даже не радовался, что спокойно долетели, - чему тут радоваться? Никаких эмоций.
Прилетел в «Домодедово», сел в маршрутку - с меня почему-то взяли рублей сто двадцать, но это было не важно. До метро «Домодедовская» доехали по графику, за двадцать пять минут без всяких пробок. Я правда мало что помню, потому что в основном спал.
Времени еще было много, поэтому спокойно пообедал и поехал в центр гулять. Погода правда оказалась дождливой, как будто никуда не уезжал. Доехал до Большого театра, прошелся мимо Думы (несмотря на температуру около нуля, видел женщину с голыми руками и плечами!), дальше Красная площадь, Василий Блаженный, Исторический музей, Александровский сад, Большая Никитская, Тверской бульвар и снова в метро - теперь уже до места назначения.
* * *
Дорога обратно была гораздо интереснее.
Чтобы было спокойнее, решил не гулять по центру, а поехать сразу на юго-запад и, поглядывая на часы, наматывать круги там, чтобы точно не застрять.
Приехал на «Юго-Западную», сразу же нашел место, откуда маршрутки отправляются в аэропорт (на этот раз - Внуково), и опять же пообедал. У меня в запасе был еще минимум час, поэтому я мог спокойно гулять.
Район для меня новый, неизвестный, что тут интересного и куда вообще идти - непонятно. Стал рассуждать логически: если на этой стороне проспекта остановка маршруток и едут они направо, то, очевидно, если я пойду влево, то буду двигаться к центру города и будет больше шансов найти что-то интересное.
Бодрым шагом почесал по проспекту (заодно выяснил, что это проспект Вернадского) и довольно быстро дошел до одноименного метро. Дальше было два варианта. Либо продолжать идти прямо и дойти до чего-нибудь еще более интересного (судя по уличным указателям, где-то впереди было Третье транспортное кольцо), либо свернуть в некий парк, вход в который расположен рядом с метро. Решил погулять по парку и, кажется, не прогадал.
Совершенно изумительное место. Во-первых, очень тихо, особенно на фоне шумного проспекта Вернадского, где я был две минуты назад. Во-вторых, очень просторно и уютно. При входе размещен план, на котором указаны лыжни. Это будет актуально зимой, а сейчас осень, причем очень уютная - никакого дождя нет и в помине, одет я тепло, так что просто брожу и радуюсь, спокойно размышляю. Вся суета осталась там, на проспекте Вернадского, а здесь у меня есть двадцать-тридцать минут, чтобы в тишине подумать о том, чего я хочу от жизни, какие у меня планы на будущее, что из этого осуществится, почему не все мои идеи воплощаются в реальность и как это изменить. И так далее. Полчаса наедине с собой и осенней природой.
В центре парка стоят огромные изображения человеческих ладоней. Не знаю, что они символизируют, но пусть стоят, отрицательных эмоций не вызывает. Уже на выходе обнаружил, наконец, табличку «Парк 50-летия Октября». Теперь буду знать, где был. Впрочем, это тоже не имеет значения.
А дальше пора было возвращаться в реальный мир. Спустился в метро и тем самым потратил свою последнюю поездку, во второй раз за день вышел на «Юго-Западной» и спросил у водителя маршрутки с надписью «Внуково», довезет ли он меня до аэропорта. Он ответил, что почти довезет - останется лишь перейти дорогу и немного пройти. Ну это не проблема.
Сел и опять же без пробок доехал за двадцать пять минут. Заплатил, кстати, рублей двадцать, это была обычная маршрутка без подвоха.
Завидев надпись «Внуково», задергался, но водитель всё контролировал и без напоминаний сам остановил где надо, да еще и махнул рукой в правильном направлении. До вылета было больше двух часов, регистрация еще даже не началась.
Дальше как раз начались те впечатления, в поисках которых я всё это затеял.
Около дороги стоял странный знак: около стрелки налево было написано «Прибытие», а около стрелки прямо - «Отправление». Вроде бы мне нужно было отправление, но впереди не было ничего, напоминающего аэропорт. Само здание как раз находилось слева, и по идее надо было идти именно туда. Если бы я был иностранцем с кучей багажа, ситуация была бы неприятной. В общем, так и не понял, что обозначал знак (может, они хотели, чтобы машины ехали прямо, потом где-то разворачивались и ехали обратно?), но смело пошел к зданию. Две большие части - Терминал А и Терминал Б. Ну и куда мне? Зашел наугад, прошел металлоискатель (меня особо не досматривали, просто махнули рукой - проходи, не задерживайся) и осмотрелся. Моего рейса в расписании не видно и вообще была какая-то не та география полетов. Догадался заглянуть в билет, а там указан правильный терминал. Вышел и зашел куда надо. Впрочем, и тут тоже махнули рукой тем же привычным жестом.
По традиции сначала сделал дело (нашел табло и огромное количество стоек регистрации), а потом пошел гулять и изучать местные достопримечательности. Обойдя два этажа, вернулся обратно к табло. До рейса было ровно два часа, пора было объявить о начале регистрации, но что-то было не так. Уже не помню, в чем именно была проблема, но на табло то ли вообще не было информации о рейсе, то ли не был указан номер нужной стойки регистрации. Продолжил гулять в надежде, что это временный сбой и всё быстро починят, но нет: время шло, а информации не было. Я, конечно, понимал, что надо идти туда, где висит вывеска нужной авиакомпании, но хотел дождаться, пока эта информация появится на табло. Всячески тянул времени, ходил кругами, рассматривал пассажиров, но так и не дождался. Более того, на самой стойке тоже не было никакой информации о том, на какой рейс они сейчас регистрируют. Пришлось подойти и робко спросить - они подтвердили, что я по адресу.
Пока тянул время, увидел много мужчин с символикой «Анжи» на спине, но похоже, это был второй или третий состав. Забавно, что летели они самолетом компании «Газпром-авиа». Немного позже, кстати, увидел женскую спортивную делегацию. Судя по фигурам - явно спортивную. Не знаю, что за вид спорта, но на спине было написано «Тольятти».
Зашел в кафе перекусить. Взял миску салата. Написано: «Порция - 100 грамм - столько-то рублей». На кассе мне сказали: ну вы же видите, что это двойная порция. И взяли с меня вдвое больше. Впрочем, все эти штучки ожидаемы. Еще кассирша предложила конфет со словами «Дешевле, чем везде». Я попытался ответить, что не люблю конфеты, но, видимо, ей не приходило в голову, что кто-то может не любить конфеты. Повторила, что они самые дешевые, для сравнения назвала цены у них и не у них, но я все равно отказался.
Но самое сильное впечатление всего вечера - это двое прилично одетых мужчин. Один невозмутимо сидел в кресле и был занят своим планшетом (в Интернете сидел, наверное), а другой так же невозмутимо чистил ему ботинки. Рядом висел ценник, в котором была указана стоимость различных видов чистки. Я как-то всегда думал, что чистильщики ботинок ушли в прошлое вместе с трубочистами, старьевщиками и мороженщиками. Оказывается, нет. Ну и планшет, конечно, прекрасно смотрелся. Без него было бы не так впечатляюще. В общем, если кто будет во Внуково - там есть на что посмотреть.
Ну ладно, прошел я регистрацию и досмотр (тут они как раз внимательно смотрели и добросовестно ощупывали). Сел и стал ждать, пока вызовут на посадку. Попутно опять же осматриваюсь вокруг. Отдельная комнатка для курения со стеклянными стенами. В Пулково такая тоже есть, но там курило двое, а тут набито битком. Так им и надо, пусть погубят друг друга.
Периодически посматриваю на нужный мне выход. Табло на нем молчит. Работница аэропорта то подходит, то опять отходит. Чем ближе время вылета, тем активнее народ косится в сторону выхода. Но табло молчит. Вроде бы уже должны начать запускать, но ничего не происходит. Особо нервные пассажиры разговаривают с той женщиной, но о чем - не слышно.
Подхожу поближе. Самый активный пассажир спрашивает, что происходит, требует вызвать представителей авиакомпании (их таки вызывают и через некоторое время они нехотя приходят), снимает происходящее на телефон. Судом не грозит, но требует назвать фамилии. Я отхожу обратно. Они какое-то время продолжают ругаться.
Потом вдруг те, кто стоял, дружно срываются с места и бодро чешут совсем к другому выходу в противоположном конце зала. Те, кто сидят, не знают, что происходит, но тоже на всякий случай идут за ними. Кто-то спрашивает меня, что происходит, - я честно отвечаю, что не знаю, но все перемещаются и разумно перемещаться вместе с ними. Наконец, вся толпа пересекает зал и доходит до другого выхода на посадку. После чего всё опять замирает. Другой выход, другая работница аэропорта, но в остальном то же самое - никакого движения.
По громкой связи объявляют, что пассажиров, летящих в Петербург, просят пройти туда-то, но это бесполезно, потому что все уже там. Люди волнуются, резонно говорят, что у них заказаны такси на определенное время и они вообще-то терпят убытки. Это не говоря о тех, кому еще потом куда-то лететь. В общем, разумные вещи. Мне больше лететь никуда не надо, такси меня тоже не ждет, до закрытия метро я по идее успею, так что мне вроде бы все равно. Но этих людей понимаю и немного сочувствую.
Тем временем через наш выход идет посадка на Краснодар. Женщина и рада бы выпроводить краснодарцев и начать принимать петербуржцев, но не может - еще не все дошли. Истошно кричит, есть ли кто-нибудь на Краснодар. Сообщает диспетчеру, что не хватает восьми пассажиров. По громкой связи передают, чтобы все, кому надо в Краснодар, бросали все свои дела и срочно шли. Постепенно один за другим подходят краснодарцы и расталкивают толпу петербуржцев. Но все равно кого-то не хватает, и женщина продолжает истошно кричать. Колорита этой картине добавляет женский хор из пяти человек, который и рад бы улететь в Петербург, но не может, поэтому поет прямо здесь. Репертуар небогатый, куплеты быстро начинают повторяться, но все-таки хоть что-то.
Наконец подходит последняя краснодарка. Она никуда не торопится, не спеша цокает каблуками и катит за собой большой чемодан. Работница аэропорта на грани срыва орет на нее, какого черта она приперлась только сейчас, когда ее уже пятнадцать минут зовут. Та спокойно отвечает, что она вообще-то только что прилетела и физически не могла подойти раньше. В общем, вылетели краснодарцы. Наконец, начали пускать нас. С опозданием на полчаса.
Знаете, кого мне было в этот момент жалко больше всего? Летчика. Представьте себе: сердитый народ с опозданием на полчаса садится в самолет, и летчик вынужден оправдываться: «Авиакомпания такая-то приносит вам свои извинения». Хотя он-то точно ни в чем не виноват. Кто бы ни набедокурил, это точно не летчик. Он-то давно тут и готов принять пассажиров, но аэропорт их не выпускает! А оправдываться ему.
В общем, погрузились в самолет, выслушали стандартное обращение: «Благодарим вас, что вы воспользовались услугами нашей авиакомпании. Аварийные выходы расположены здесь и здесь, время в пути - час», ну и всё такое. Особенно дико прозвучала фраза «Мы были признаны лучшими там-то, получили такую-то премию». И да, извинения летчик принес. Но взлететь мы так и не взлетели. Нам сообщили, что самолет готов к вылету, но они ждут сигнала работников аэропорта (опять же к летчику никаких претензий).
В общем, потеряли еще полчаса. Потом все-таки взлетели. Это был тот редкий случай, когда хлопать надо было не после посадки, а после взлета.
Ну и еще одно сильное впечатление было в конце. Уже после посадки летчик не только сообщил, что мы приземлились в Петербурге и температура здесь такая-то, но и еще раз извинился за бардак, произошедший по вине служб аэропорта Внуково. Это прямая речь, он так и сказал: «Бардак»! Очень порадовал меня.