Театральные правила Михаила Черняка

May 14, 2012 18:09

Михаил Черняк - заслуженный артист России, артист театра и кино, актер и режиссер Молодежного театра на Фонтанке, мастер озвучания. 30 марта он выступал в "Буквоеде", где и рассказал о своих правилах.

Это те правила, которыми пользуется сам Михаил. Это ни в коем случае не значит, что они единственно правильные, а все остальные - плохие. Нет, просто он ими пользуется и поэтому именно о них рассказывает.

1. Почти у всех людей в мире есть актерские способности. Более того, многие этими способностями регулярно пользуются. Нищий, который клянчит денег у прохожих; муж, который приходит домой поздно ночью и вынужден оправдываться перед женой; начальник, который объясняет подчиненным, почему им сокращают зарплату; адвокат, который убеждает оправдать его подзащитного; политик, который выступает по телевидению.

Но и у всех остальных эти способности есть, просто они скрыты. И проявятся они в тот момент, когда возникнут обстоятельства, которые заставят продемонстрировать свои качества.

Актер отличается от других профессий, связанных с общением, только одним: его задача - донести до зрителей мысли автора пьесы.

2. В спектакле импровизация категорически недопустима. Она хороша как прием, помогающий найти какие-то удачные решения при подготовке спектакля, но непосредственно в самом спектакле всё должно быть по сценарию.

3. «Равенство себе». В любом тексте любого автора любой эпохи можно найти что-то свое, любую ситуацию можно спроецировать на себя, после чего играть роль будет значительно проще. Даже если у актера дядя не убивал отца, все равно он может найти какой-то аналог этой ситуации в своей реальной жизни.

4. «Фонтан, а не пылесос». В жизни есть люди, которых не видно и не слышно, потому что они погружены в себя и даже, общаясь с кем-то, говорят «в себя». На сцене это категорически недопустимо, актер должен выплескивать энергию, действовать «из себя».

5. «Средний режим». Если актер тратит минимум энергии, это не доходит до зрителя. Если актер тратит максимум энергии, он «вдавливает зрителя в кресло», что тоже недопустимо. Усилие должно быть оптимальным - не слишком слабым и не слишком сильным.

6. Считается, что главное в театре - это конфликт. Он действительно очень важен для достижения зрительского интереса, но это не главное. Два персонажа могут долго ругаться между собой, но сама по себе эта ругань быстро надоест. Главное в театре - это путь. Каждый из персонажей должен измениться за время действия, войти в историю одним человеком и выйти из нее другим. И этот же путь вместе с персонажем преодолевает и зритель.

7. Два актера на сцене во время диалога не должны все время смотреть друг на друга («держать в тюрьме партнера»). Есть шесть объектов, на которые можно смотреть, при этом адресуя реплику партнеру. 1) Партнер, 2) я, 3) персонаж, которого нет в комнате, 4) Бог, 5) зритель, 6) предмет (преподаватель может общаться со студентом через зачетку). При этом актер должен легко переходить от одного объекта к другому. В этом случае зрительский интерес будет сохраняться.

8. «Веер». Желательно менять направление энергии, пропуская ее через весь зал. Даже в ходе одной реплики актер может успеть отвернуться от партнера, повернуться лицом к одной части зрительного зала, затем к другой - и снова вернуться к партнеру, как бы раскрыть и снова сложить веер.

9. В любой пьесе есть особо важные моменты. В этих местах актер может обращать особое внимание зрителя на происходящее - повышением тона и резким поворотом к партнеру. Эта встряска помогает поддерживать зрительский интерес.

Соответственно, в любой пьесе и менее важные сцены - их лучше «проматывать», убирая паузы и отыгрывая менее содержательные куски быстрее, чем обычно.

10. Иногда в спектакле можно увидеть такое: один персонаж произносит длинную реплику, второй выдерживает паузу, обдумывая сказанное, и только после этого реагирует и выдает ответ. В жизни такого не бывает, поэтому это выглядит неестественно. На самом деле в любой реплике, особенно длинной, есть какое-то ключевое слово, которое и вызывает бурную реакцию. Поэтому на сцене должно быть следующее: второй персонаж реагирует уже в середине реплики (на ключевом слове) и произносит ответ сразу после того, как первый договаривает.

11. На сцене в любой момент времени не должно быть больше двух персонажей. Может быть толпа народу, но персонажей не больше двух. Действуют только двое, остальные ничего не делают. Если каждый из стоящих на сцене будет что-то делать, зрительское внимание разорвется, будет очень тяжело уследить за всеми. Поэтому персонажей только двое, причем могут быть варианты «человек и человек», «человек и толпа», «одна толпа и другая толпа», но вся толпа - это единое целое.

theatre

Previous post Next post
Up