На концерты Богушевской надо ходить. Раз в полтора года можно и раскошелиться. Для меня это был второй концерт. Если на первом я просто радовался и восторгался самому факту, что вижу ее вживую, то сейчас я уже примерно понимал, чего ждать, и воспринимал происходящее более осознано.
У каждого свое восприятие. Для меня слушать ее старые песни и смотреть ее концерт - два абсолютно разных процесса, в ходе которых она воспринимается абсолютно по-разному. Богушевская-голос - это самодостаточный объект, живущий в компьютере или mp3-плейере и поющий песни с вышедших пластинок. Богушевская-человек - это совсем другой объект, который поет совсем другие песни (еще не вышедшие на пластинке), дает интервью на радио "Маяк", выступает в Риге под рождество и раз в полтора года приезжает к нам.
Поэтому если вдруг Богушевская-человек на концерте поет песни из репертуара Богушевской-голоса, в голове возникает диссонанс, потому что у меня внутри звучит одно, а со сцены доносится совсем другое.
Зал в Театре Эстрады гораздо более уютный, чем огромный зал в ДК Ленсовета. С предпоследнего (21-го) ряда, особенно из его центра, всё прекрасно видно и слышно - живи и радуйся. Возмущался в прошлый раз, возмущусь и сейчас: на афише написано И.Б., а должны быть упомянуты музыканты, потому что инструменты звучат на равных с голосом, это больше, чем аккомпанемент. Особенно понравились дуэты голоса с роялем (рояль вообще прекрасный инструмент) или с кларнетом. Когда играют одновременно все музыканты, звука получается слишком много. В результате они и в одно целое не сливаются, и друг другу мешают. Впрочем, это субъективное.
Первое отделение было, в основном, лирическим и, как выразилась Ирина, "душераздирающим". К счастью, кроме одной-двух старых песен, всё остальное было либо смутно знакомым (т.е. случайно слышанным на прошлом концерте или еще где-то), либо незнакомым, либо вообще не из ее репертуара ("Джимми-пират", другие песни Вертинского, "Лунная рапсодия" Оскара Строка). Второе отделение началось с УДАРНЕЙШЕЙ песни "Куклы", но дальнейшее было не таким сногсшибательным. Были опять же смутно знакомые и незнакомые песни, но такой яркой уже не было. Во второй половине было многовато старых песен (впрочем, было интересно наблюдать танцы в проходах под "Эти большие волны").
Она объявляла почти все песни и иногда даже рассказывала историю их создания. Это важно, потому что заранее настраивает на определенный лад (да и просто интересно послушать ее рассказы). Однажды она сидела с другом Алексеем Иващенко у их общего друга, и они разговаривали о том о сём и в том числе о музыке. Когда зашла речь о Рахманинове, хозяйка (мать этого общего друга) села за фортепиано и сыграла, а потом еще что-то другое и третье. Выяснилось, что она выдающийся пианист с хорошим музыкальным образованием, и им стало так неудобно, что они, дилетанты, пытаются музицировать в присутствии такой выдающейся пианистки. Ночью она не спала, а утром написала песню "Колоски". Рассказав эту историю, она спела, и эти "Колоски" были вторым сильным впечатлением от концерта.
А еще они постоянно хохмят.
Минут через десять после начала концерта, во время очередного монолога (к счастью, не песни), в зале зазвонил телефон. Ирина, естественно, попросила выключить телефоны на время первого отделения (во втором можно, потому что на сцене будет так шумно, что все равно звонок не будет слышен), а Сергей Шитов, "король московского кларнета", со словами "Это мне звонят" вывел на кларнете "тараТАра-тараТАра-тараТАра-ТАМ", чем сорвал аплодисменты.
Допев одну из песен, Ирина радостно сжала кулаки и, когда музыканты доиграли концовку, спросила у зала: "Кто-нибудь записывает концерт?". Публика явно не ждала этого вопроса и притихла. Ирина повторили еще раз - на этот раз пара голосов крикнули "да". "Это хорошо, потому что эта песня сейчас очень хорошо получилась".
На концерте в ДК Ленсовета песню "Устами младенца" исполняли так: спев пару куплетов, Ирина ушла со сцены, а музыканты продолжали импровизировать. Поочередно кто-то один начинал солировать, играл что-нибудь умопомрачительное и после финального аккорда уходил со сцены. Когда остался один барабанщик, все вернулись и продолжили песню как ни в чем не бывало.
В этот раз было еще круче. Пока музыканты играли, Ирина вышла из-за кулисы, бодрым шагом прошла за их спинами и ушла за вторую кулису. В следующий раз тем же путем проследовали кларнетист и гитарист, после чего, выдержав паузу, прошли спиной вперед в обратном направлении. Светлана Мочалина, сидевшая на клавишных, располагалась таким образом, что с одной стороны от нее был рояль, а с другой синтезатор. Когда она в очередной раз повернулась к роялю, из-за кулисы показалась Ирина. Подмигнув зрителям, она аккуратно сняла синтезатор со стойки, еще раз подмигнула и снова скрылась. Когда Светлана упала лицом на клавиши рояля и тоже ушла, остался бедняга-барабанщик. Дав ему наиграться, остальные обступили его со всех сторон с видом "Ну когда же ты, наконец, закончишь?". После чего, разумеется, продолжили "Устами младенца" с того же места, на котором прервались.
В конце были поклоны. Все шестеро вышли на авансцену и взялись за руки. Один раз поклонились, другой, третий (это сопровождалось гитарными глиссандо вверх и вниз в такт поклонам), а потом Ирина, стоявшая посередине, начала клониться вниз, но тут же остановилась, а мужчины по инерции склонились до конца. Она кивала на них публике и посмеивалась, а когда те, наконец, выпрямились, поклонилась сама и сорвала очередную порцию аплодисментов.
А закончилось всё ложным уходом и грандиозным "Парадом", который не услышали те, кто быстро убежал в гардероб.
Бонус.
"Куклы" надо слушать вживую (и обязательно смотреть на сцену!), запись дает лишь половину ощущений:
"Колоски" сохраняют свою прелесть и в звуковом варианте: