Спектакль Омского ТЮЗа «Отцы и дети» в постановке главного режиссёра театра Евгения Рогулькина возвращает зрителя к истокам появления в обиходе самого понятия о противопоставлении двух поколений. Заглавие романа И. С. Тургенева стало крылатым выражением, разделив в представлении русских читателей семьи на «природных» антагонистов: с одной стороны - консерваторы отцы, с другой - человек новый, отрицающий старые порядки.
Однако за полтора столетия и в традиционном семейном укладе многое изменилось. Социологи сегодня отмечают нивелирование обычного прежде конфликта «отцов и детей»: нынешние подростки и молодёжь в массе своей дружат с родителями, у них много общих интересов, они способны чему-то научить старшее поколение, потому что в некоторых материях разбираются куда лучше своих «предков». Напряжение, существовавшее между поколениями ещё пару-тройку десятилетий назад, сгладилось благодаря новым технологиям, новым социальным отношениям и ценностям, воспитываемым сегодня в семье.
И у родителей больше поводов для проявления уважения к собственным детям: их смелость и дерзость в освоении нового - зачастую предмет гордости, а не тревоги; их политизированность либо аутичное погружение в собственный мир не повод для выяснения отношений и попыток «наставить на путь истинный», а всего лишь особенность характера и поведения, личный жизненный выбор или врождённые свойства любимых чад. Родители стараются принять своих детей такими, какие они есть, и находят удовольствие в их непохожести на остальных. И дети понимают родителей лучше, чем предыдущие поколения детей понимали своих.
Если же в каких-то публикациях мелькнёт знакомая мысль о традиционном конфликте поколений, то это скорее свидетельствует о том, что автор по инерции следует устоявшемуся, но стремительно устаревающему мнению: реально традиция сломлена.
Герой тургеневского романа Евгений Базаров на сцене ТЮЗа (Павел Назыкин) предстаёт в знакомом по школьным урокам литературы образе - не просто антагонист «отцов», но отрицающий всё нигилист, своими дерзкими суждениями уничтожающий доводы собеседников, ниспровергающий авторитеты.
Сама давно перейдя в категорию «отцов», и я невольно отмечаю, что Базаров - возмутительный, раздражающий тип. Он в буквальном смысле со свистом появляется на сцене, и эта отличительная поведенческая черта персонажа сразу настраивает против героя.
Несмотря на то, что Тургенев стремится показать Базарова энергичным и деятельным, перед современным зрителем - довольно праздный молодой человек, занятый путешествиями между усадьбами, визитами, да разговорами, да ловлей лягушек. Подросток на каникулах, в чуждой ему среде, а оттого особенно неловкий и колючий.
Куда больше располагает к себе молодой Кирсанов (Дмитрий Керн). Хотя Аркадий школьной хрестоматией отнесён к «отцам» - по своим убеждениям, приверженности помещичьему укладу жизни, - происходит развитие его характера, он меняется на глазах у публики. У него подвижная натура, что прослеживается и в отдельных сценах - когда он подлаживается под нрав товарища или заступается перед ним за старшее поколение, и на протяжении спектакля в целом. К финалу молодой Кирсанов окончательно переходит на сторону, как это модно сейчас говорить, традиционных ценностей и заключает счастливый союз с младшей сестрой помещицы Одинцовой Катериной (Надежда Костюк).
Но для того времени и своего социального слоя либеральные взгляды братьев Кирсановых - собственно «отцов» - вполне передовые. Реформы Николая Петровича (Сергей Дряхлов) в сельском хозяйстве, его женитьба на Фенечке (Анастасия Донская) - это революция если не в масштабах губернии, то в масштабах имения точно. И согласие Павла Петровича (Александр Карпов) на этот брак - тоже отнюдь не в традициях той аристократии. Идеи же Базарова непонятны и старшему поколению героев романа Тургенева, и, уверена, сегодняшнему тюзовскому зрителю, на протяжении двух с половиной часов наблюдающему за одиноким гордецом и возмутителем общего спокойствия.
Зато бесспорной после просмотра спектакля представляется мысль о неизбежной победе феминизма. Вслед за Тургеневым режиссёр Евгений Рогулькин сатирически подаёт образ эмансипе Кукшиной (Ирина Коломиец). Её вызывающий, эпатажный вид мешает принимать всерьёз то, что она с такой убеждённостью и страстью говорит. Но стоит прислушаться к словам - становится очевидным: практически все идеи, которые отстаивали борцы за права женщин в середине XIX века в России, нашли своё воплощение. То, что казалось таким смешным и несвоевременным в устах Кукшиной, сейчас - само собой разумеющееся в устройстве современного цивилизованного общества. А неполиткорректная бравада Базарова по отношению к женщинам сегодня, в мире равенства полов и плюрализма мнений, сродни контркультурному протесту отрицающим всё и вся панков.
Главный герой в спектакле - выпадающий из времени и среды персонаж. Не органичный ни на фоне усадебного быта, ни среди тонких среднерусских берёз, ни в гостиной модных демагогов. Что с ним делать в итоге, не знал сам Тургенев. Базаров, не умеющий реализовать свой интеллектуальный потенциал, в финале романа умирает, поранившись по неосторожности при вскрытии тифозного трупа. Пронзительная сцена с убитыми горем родителями Евгения (Лариса Яковлева и Владимир Крутов) не оставит равнодушным ни одного нигилиста в тюзовском зале.
Но прежде того сокрушительной для убеждений и самоуверенности Базарова становится его любовь к помещице Одинцовой (Ольга Которева). Материалист, отрицающий всё духовное, саму природу рассматривающий, как мастерскую, оказывается беззащитным перед настигнувшим его иррациональным, глубоко природным чувством.
Новый сезон в ТЮЗе откроется в конце сентября. Премьерный спектакль «Отцы и дети» рекомендуется к просмотру как детям, так и отцам!