Выпьем с горя. Где же Пушкин?
Поэтическая драма «Цыганы» по произведению А. С. Пушкина - дипломная работа молодой режиссёр/ши из Лицейского театра Евгении Мальгавко, поставленная на сцене омского ТЮЗа. Афиша обещает фламенко и Бабенко (Дениса, художника из театра «ШуМиМ»). Это странно, но по факту оказывается не таким уж важным: то, что осияно гением Пушкина, заведомо не может быть безнадёжно плохим.
В этом сезоне у Евгении уже случились две премьеры в Лицейском - спектакль «Иллюзии» по Ивану Вырыпаеву (с молодыми артистами) и подростковый «Контакт» по пьесе Александра Югова (где роли исполнили ребята из второй студии, которой руководит Евгения). Третий спектакль за сезон для выпускницы Театрального института им. Б. Щукина, да ещё на сцене одного из пяти главных, «больших» омских театров, предъявляет к молодому режиссёру новые требования.
Лицейскому как театру полупрофессиональному традиционно многое прощают. В нём всё так тепло, уютно и приятно (и даже есть своя серая кошка на подушечке возле вахтёра), что я, к примеру, предпочитаю помалкивать и просто не пишу о его премьерах, жалея чувства восторженных и умилённых театралов. Ведь там и в зале все свои: лучшие друзья, родственники, знакомый депутат горсовета и нарядная стайка городских чиновниц. От них - только овации и цветы. Да и как не аплодировать: вдруг среди сегодняшних лицеистов - будущая яркая звезда? Здесь любовно выпестован имидж Лицейского как своеобразного театрального инкубатора. И впрямь случается, что с его малюсенькой сцены кому-то удаётся шагнуть достаточно широко, не порвав при этом штаны на лямках.
Поэтому для воспитанницы лицейской теплички поставить спектакль для большой сцены - это настоящая смелость. А в данном случае - с пушкинскими «Цыганами» да под ритмы фламенко - в равной степени смелость как для режиссёра, так и для ТЮЗа.
Со стороны театра для детей и молодёжи мощной поддержкой для Евгении стали не только актёрская труппа, но и главное, на мой взгляд, - опытный хореограф Виктор Тзапташвили. Он поставил все выигрышные массовые сцены и танцы солистов, без лишних слов, на фоне жёстко купированного пушкинского текста, наполнив ясностью и подлинным смыслом всё нехитрое действо этого спектакля.
Артисты честно отыгрывают: молодо (и не только...), задорно, хоть местами и привычно (чрезмерно) по-тюзовски. По сути, типично тюзовский - и излишне реалистичный медведь посреди модно стилизованного антуража, будто наскоро заткнувший брешь в не вполне оформленной режиссёрской идее. От такого медведя, конечно, нужно избавляться при доработке спектакля - комичный эффект от его появления на сцене враз убивает все прочие эффекты, над которыми трудились режиссёр и сценограф. Хотя возможно, именно это в конце концов и примиряет со спектаклем: понимаешь, что у каждого театра - собственная мера условности.
Пока же пространство сцены остаётся недоосвоенным, а пушкинский текст звучит раздражающе куце и пародийно. Но уже сама попытка Евгении Мальгавко раздвинуть привычные для неё рамки - похвальна. Ведь если не пробуешь и не рискуешь, то никогда и не выберешься из этого своего детсадовского шкафчика.