«Эсмеральда» омской публике «зашла»

Apr 03, 2018 23:03

Беседовали мы с Сергеем Валерьевичем после первого показа балета, но до того вечера, когда сам Флягин вышел на сцену в роли Квазимодо. А с ним спектакль получился другим - несмотря на то, что, кроме Царькова vs. Флягина, состав исполнителей остался тем же. (То есть фактически второй состав нам ещё не показали.)
Квазимодо Флягин уравнял своего персонажа с главным героем калининского балета - Клодом Фролло. У Валентина Царькова Квазимодо действительно был второстепенным, задвинутым за спину священника. Флягин уравновесил эти две партии. С ним стало более логичным то, что именно Квазимодо начинает и завершает спектакль.
А ведь он просто играет на своём уровне - до которого другим нашим балетным как до Китая. Под объёмным костюмом всё тело живёт, отзывается на каждую эмоцию. Даже не видя выражения лица, по малейшему движению понимаешь: это страх, нежность или гнев. Всё - в танце.
Екатерина Жигалова тоже понравилась. Она не такая хорошенькая, как Нина Маляренко, внезапно сошедшая с «дистанции». Зато - прекрасна на сцене, смотреть на неё - чистая радость.
Удивил зал. Впервые наблюдала в музыкальном, как публика с овациями не просто встала с мест, а спустилась массово к сцене, чтобы быть как можно ближе к артистам. Будто на рок-концерте! Хотя в целом спектакль не бог весть что, если совсем уж по-честному. Ну, декорации и костюмы красивые да фонограмма достаточно громкая… Драгоценностей классического балета в нём не отыщешь.

Беседу нашу с Флягиным для публикации я сильно сжала, некоторые темы исключила вообще.



© Фото Александра Барановского, Омский государственный музыкальный театр

Принц, притворившийся Квазимодо

В Омском музыкальном театре идёт премьера балета «Эсмеральда» в постановке Надежды Калининой. О спектакле и своём месте в нём рассказал один из исполнителей роли горбуна Квазимодо - ведущий солист омского балета, заслуженный артист России Сергей Флягин.

Судьба танцовщицы Эсмеральды в театральных постановках по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» может быть различной - всё зависит от воли сценариста или режиссёра. Хореограф-постановщик Надежда Калинина предложила свою версию романного сюжета: омская «Эсмеральда» - балет мистический и страстный.

- Именно Квазимодо начинает рассказ об Эсмеральде, - делится с нами своими впечатлениями от новой постановки Сергей Флягин. - Под известную мелодию Карла Орфа «Кармина Бурана» Квазимодо в сопровождении гаргулий спускается к зрителям с Нотр-Дам-де-Пари. На мой взгляд, это одна из удачных находок режиссёра: Надежда Станиславовна Калинина отличается нестандартным подходом к любому литературному материалу, за который берётся. Здесь она поставила Квазимодо в промежуточную позицию между миром живых людей и потусторонних, мистических сил, населяющих знаменитый собор. Хореограф сделала гаргулий с фасада Нотр-Дам-де-Пари действующими персонажами балета. Также большая заслуга петербургского художника Сергея Новикова в передаче мистической атмосферы: это он придумал те впечатляющие декорации, которые, несомненно, понравятся зрителям.
- Действительно, атмосфера средневекового готического собора передана удивительно хорошо: перед залом предстаёт зримое воплощение образов из романа Гюго. Очень эффектно получилось!
- Гаргульи добавили немножко сказки в этот спектакль. Они спутники Квазимодо, а он - персонаж хоть и сложный, но не злой. Про Квазимодо можно сказать, что это добрый дух в грозном теле. Тело страшное, а душа - большая, но детская. По произведению Гюго, это совсем молодой человек. Потому они и нашли понимание с Эсмеральдой: оба молодые, красавица и чудовище. Он, может быть, и любил её не как девушку, а как подругу. И она в нём видела человека доброго душой, который может её защитить по-настоящему.
- Надежда Калинина подготовила два состава для этого спектакля. Кроме вас, Квазимодо также играет Валентин Царьков. Вы с ним разные Квазимодо?
- Во-первых, мы с Валей совершенно разные даже внешне: Валентин выше меня и шире в плечах, он смотрится массивнее и более грозно. Несмотря на это, все силовые элементы, наисложнейшие поддержки, которые у нас идут по роли, мы исполняем на равных. Но у Надежды Станиславовны в постановках никогда не было простых поддержек, мы с ней работаем не первый год и достаточно успешно справляемся с теми техническими задачами, которые она как режиссёр и хореограф ставит перед артистами. Во-вторых, в исполнении сольных номеров мы с Валентином тоже разные. У меня в каких-то эпизодах привычно проявляется академизм, который в этой роли надо скрывать. Принца из себя не строить! А Вале как танцовщику неакадемического плана как раз в роли Квазимодо есть возможность проявить себя более актёрски, чем технически.
- Священник Клод Фролло, роль которого исполняет Андрей Матвиенко, представлен злым гением, именно его партия - главная мужская в спектакле. А почему роль Квазимодо в омском спектакле стала второстепенной?
- Не только Квазимодо, но и Феб, возлюбленный Эсмеральды (его танцует Максат Толомушев из Саранска), отошёл на второй план в нашем балете. А поэта Гренгуара зрители и вовсе не увидят - его нет в омской постановке. Конечно, это решение режиссёра в первую очередь, её видение и выбор не только художественных средств, но и персонажей для воплощения авторской идеи. Зато у Квазимодо более богатая нюансировка в подаче характера, его играть интересно: он не просто хрестоматийный урод с красивой душой, а чувствительный и даже страстный человек. Квазимодо умеет веселиться, дружить, любить. Именно ему предстоит сделать главный нравственный выбор по сюжету и романа, и спектакля: между верностью своему воспитателю и искренней любовью к Эсмеральде.
- На главную женскую роль из Санкт-Петербурга приглашена артистка Театра балета Бориса Эйфмана Екатерина Жигалова. Как вам работается с новой партнёршей?
- Катя настоящий профессионал, и она очень лёгкая, с ней работать приятно. Я считаю, что наши ведущие солистки не уступают Екатерине по мастерству: к примеру, Анна Маркова и Ирина Воробьёва, исполняющие партию Флёр де Лис, невесты Феба. Но у Екатерины подходящий для роли типаж, и сама она - «новая кровь» для нашей труппы, чего Омскому музыкальному давно не хватает. А потому работа Кати будет интересна зрителям. К тому же она наша землячка, хоть и живёт и работает сейчас в Санкт-Петербурге: начинала когда-то свой творческий путь в студии Омского музыкального театра.
- Мы, зрители, ждали «Эсмеральду» с прошлого сезона: тогда её не удалось поставить по техническим причинам. Как вы считаете, что в этом балете способно зацепить омскую публику, может быть, даже привлечь зрителя, который прежде не заглядывал в музыкальный театр?
- Скажу с позиции своей роли в спектакле, ведь Квазимодо - хранитель собора. Как известно, Гюго написал роман, чтобы помочь сохранить Нотр-Дам-де-Пари как памятник истории и архитектуры - в то время этот собор в Париже собирались снести. Мне бы хотелось, чтобы спектакль стал своеобразной охранной грамотой нашему театру. Ведь посмотрите: как и Нотр-Дам для французской столицы, Омский музыкальный театр стал одним из главных архитектурных символов Омска. Нашему театру нужны не только свежие постановки, обновление труппы, но и ремонт здания, внимание и уважение к ветеранам сцены. Наряду с сохранением лучших традиций, которые, безусловно, есть в нашей труппе, необходимы и новые технологические идеи и приёмы, которые сейчас применяются в современных постановках. Я уверен, что балет «Эсмеральда» привлечёт молодых зрителей, потому что произведение Виктора Гюго многие знают и любят. Однако по-прежнему остаётся задача - увлечь нового зрителя, чтобы он полюбил наш театр на долгие годы. Так, как любим его мы!

Опубликовано «ВОмске»

балет, театр, Омск, культура, современное искусство, искусство, литература, омские артисты

Previous post Next post
Up