Беседовали мы с Сергеем Валерьевичем после первого показа балета, но до того вечера, когда сам Флягин вышел на сцену в роли Квазимодо. А с ним спектакль получился другим - несмотря на то, что, кроме Царькова vs. Флягина, состав исполнителей остался тем же. (То есть фактически второй состав нам ещё не показали.)
Квазимодо Флягин уравнял своего персонажа с главным героем калининского балета - Клодом Фролло. У Валентина Царькова Квазимодо действительно был второстепенным, задвинутым за спину священника. Флягин уравновесил эти две партии. С ним стало более логичным то, что именно Квазимодо начинает и завершает спектакль.
А ведь он просто играет на своём уровне - до которого другим нашим балетным как до Китая. Под объёмным костюмом всё тело живёт, отзывается на каждую эмоцию. Даже не видя выражения лица, по малейшему движению понимаешь: это страх, нежность или гнев. Всё - в танце.
Екатерина Жигалова тоже понравилась. Она не такая хорошенькая, как Нина Маляренко, внезапно сошедшая с «дистанции». Зато - прекрасна на сцене, смотреть на неё - чистая радость.
Удивил зал. Впервые наблюдала в музыкальном, как публика с овациями не просто встала с мест, а спустилась массово к сцене, чтобы быть как можно ближе к артистам. Будто на рок-концерте! Хотя в целом спектакль не бог весть что, если совсем уж по-честному. Ну, декорации и костюмы красивые да фонограмма достаточно громкая… Драгоценностей классического балета в нём не отыщешь.
Беседу нашу с Флягиным для публикации я сильно сжала, некоторые темы исключила вообще.
© Фото Александра Барановского, Омский государственный музыкальный театр
Принц, притворившийся Квазимодо
В Омском музыкальном театре идёт премьера балета «Эсмеральда» в постановке Надежды Калининой. О спектакле и своём месте в нём рассказал один из исполнителей роли горбуна Квазимодо - ведущий солист омского балета, заслуженный артист России Сергей Флягин.
Судьба танцовщицы Эсмеральды в театральных постановках по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» может быть различной - всё зависит от воли сценариста или режиссёра. Хореограф-постановщик Надежда Калинина предложила свою версию романного сюжета: омская «Эсмеральда» - балет мистический и страстный.
- Именно Квазимодо начинает рассказ об Эсмеральде, - делится с нами своими впечатлениями от новой постановки Сергей Флягин. - Под известную мелодию Карла Орфа «Кармина Бурана» Квазимодо в сопровождении гаргулий спускается к зрителям с Нотр-Дам-де-Пари. На мой взгляд, это одна из удачных находок режиссёра: Надежда Станиславовна Калинина отличается нестандартным подходом к любому литературному материалу, за который берётся. Здесь она поставила Квазимодо в промежуточную позицию между миром живых людей и потусторонних, мистических сил, населяющих знаменитый собор. Хореограф сделала гаргулий с фасада Нотр-Дам-де-Пари действующими персонажами балета. Также большая заслуга петербургского художника Сергея Новикова в передаче мистической атмосферы: это он придумал те впечатляющие декорации, которые, несомненно, понравятся зрителям.
- Действительно, атмосфера средневекового готического собора передана удивительно хорошо: перед залом предстаёт зримое воплощение образов из романа Гюго. Очень эффектно получилось!
- Гаргульи добавили немножко сказки в этот спектакль. Они спутники Квазимодо, а он - персонаж хоть и сложный, но не злой. Про Квазимодо можно сказать, что это добрый дух в грозном теле. Тело страшное, а душа - большая, но детская. По произведению Гюго, это совсем молодой человек. Потому они и нашли понимание с Эсмеральдой: оба молодые, красавица и чудовище. Он, может быть, и любил её не как девушку, а как подругу. И она в нём видела человека доброго душой, который может её защитить по-настоящему.
- Надежда Калинина подготовила два состава для этого спектакля. Кроме вас, Квазимодо также играет Валентин Царьков. Вы с ним разные Квазимодо?
- Во-первых, мы с Валей совершенно разные даже внешне: Валентин выше меня и шире в плечах, он смотрится массивнее и более грозно. Несмотря на это, все силовые элементы, наисложнейшие поддержки, которые у нас идут по роли, мы исполняем на равных. Но у Надежды Станиславовны в постановках никогда не было простых поддержек, мы с ней работаем не первый год и достаточно успешно справляемся с теми техническими задачами, которые она как режиссёр и хореограф ставит перед артистами. Во-вторых, в исполнении сольных номеров мы с Валентином тоже разные. У меня в каких-то эпизодах привычно проявляется академизм, который в этой роли надо скрывать. Принца из себя не строить! А Вале как танцовщику неакадемического плана как раз в роли Квазимодо есть возможность проявить себя более актёрски, чем технически.
- Священник Клод Фролло, роль которого исполняет Андрей Матвиенко, представлен злым гением, именно его партия - главная мужская в спектакле. А почему роль Квазимодо в омском спектакле стала второстепенной?
- Не только Квазимодо, но и Феб, возлюбленный Эсмеральды (его танцует Максат Толомушев из Саранска), отошёл на второй план в нашем балете. А поэта Гренгуара зрители и вовсе не увидят - его нет в омской постановке. Конечно, это решение режиссёра в первую очередь, её видение и выбор не только художественных средств, но и персонажей для воплощения авторской идеи. Зато у Квазимодо более богатая нюансировка в подаче характера, его играть интересно: он не просто хрестоматийный урод с красивой душой, а чувствительный и даже страстный человек. Квазимодо умеет веселиться, дружить, любить. Именно ему предстоит сделать главный нравственный выбор по сюжету и романа, и спектакля: между верностью своему воспитателю и искренней любовью к Эсмеральде.
- На главную женскую роль из Санкт-Петербурга приглашена артистка Театра балета Бориса Эйфмана Екатерина Жигалова. Как вам работается с новой партнёршей?
- Катя настоящий профессионал, и она очень лёгкая, с ней работать приятно. Я считаю, что наши ведущие солистки не уступают Екатерине по мастерству: к примеру, Анна Маркова и Ирина Воробьёва, исполняющие партию Флёр де Лис, невесты Феба. Но у Екатерины подходящий для роли типаж, и сама она - «новая кровь» для нашей труппы, чего Омскому музыкальному давно не хватает. А потому работа Кати будет интересна зрителям. К тому же она наша землячка, хоть и живёт и работает сейчас в Санкт-Петербурге: начинала когда-то свой творческий путь в студии Омского музыкального театра.
- Мы, зрители, ждали «Эсмеральду» с прошлого сезона: тогда её не удалось поставить по техническим причинам. Как вы считаете, что в этом балете способно зацепить омскую публику, может быть, даже привлечь зрителя, который прежде не заглядывал в музыкальный театр?
- Скажу с позиции своей роли в спектакле, ведь Квазимодо - хранитель собора. Как известно, Гюго написал роман, чтобы помочь сохранить Нотр-Дам-де-Пари как памятник истории и архитектуры - в то время этот собор в Париже собирались снести. Мне бы хотелось, чтобы спектакль стал своеобразной охранной грамотой нашему театру. Ведь посмотрите: как и Нотр-Дам для французской столицы, Омский музыкальный театр стал одним из главных архитектурных символов Омска. Нашему театру нужны не только свежие постановки, обновление труппы, но и ремонт здания, внимание и уважение к ветеранам сцены. Наряду с сохранением лучших традиций, которые, безусловно, есть в нашей труппе, необходимы и новые технологические идеи и приёмы, которые сейчас применяются в современных постановках. Я уверен, что балет «Эсмеральда» привлечёт молодых зрителей, потому что произведение Виктора Гюго многие знают и любят. Однако по-прежнему остаётся задача - увлечь нового зрителя, чтобы он полюбил наш театр на долгие годы. Так, как любим его мы!
Опубликовано «ВОмске»