May 28, 2010 23:59
Предыдущий пост я написал не только к себе, но и в наше городское сообщество. И закономерно получил кучу ответов, среди которых очень часто был такой - городской транспорт субсидируется во всем мире, он везде убыточен, чем мы такие особенные?
Я, признаюсь, в этой ситуации не эксперт. Но мне кажется, что тут происходит серьезная подмена понятий - в странах, где коррупция в рамках разумного - субсидируется в первую очередь максимальных охват территории. Ну, говоря проще - автобус, который ездит по центру города, будет всегда в прибылях, а тот, который ездит по каким-то отдаленным селам - может быть вообще нерентабельным. И вот государство субсидирует такие вот невыгодные с финансовой точки зрения маршруты.
Ну, и плюс нужно понять, что имею в виду, когда говорят об убыточности общественного транспорта - есть операционные расходы, а есть стоимость создания метрополитена. Сомневаюсь, что где-то возможно отбить затраты на строительство. Операционные же расходы - совершенно другое дело. Если городская транспортная система непрерывно работает в минус, я бы предположил следующие проблемы:
а) Цена проезда установлена ниже себестоимости.
б) Неправильно выстроена сетка тарифов (у нас в этом плане вообще тупняк - плоский тариф, вполне логичный для страны с плановой экономикой, но совершенно дикий сейчас).
в) Воровство и коррупция.