Сравнительная рецензия на начальные романы приключенческих циклов

Sep 24, 2015 18:16



Традицию создавать морские приключенческие циклы возобновил Сесил Форрестер, опубликовав в 1950 году первую книгу о мичмане Хорнблауэре. Цикл стал очень популярным и спустя несколько десятилетий вдохновил множество писателей создать аналогичные эпопеи. О том же времени Наполеоновских войн написал Патрик Обрайен. Его герой капитан Обри, также как мичман Хорнблауэр был моряком британского флота. Эта эпопея стала даже популярнее форресторовской. Бернард Корноуэлл также воспользовался одним из самых длительных периодов военных столкновений - 25-ти летним периодом наполеоновских войн. Но его герой лейтенант Шарп уже воевал на суше. Дэвид Вебер перенёс действие в космос и на тысячелетие в будущее. Героем его романов была женщина, офицер космофлота - коммандер Харрингтон.

В рецензии мы сравним первые книги циклов по композиции: сюжет, герои, описание миров.


Сюжет

С точки зрения композиции, сюжет лучше и динамичнее представлен в «Хозяине морей» и «Стрелках Шарпа». Причем в «Стрелках Шарпа» автор в самом начале демонстрирует сильного противника. В остальных романах персонализации врага не происходит, что ослабляет конфликт.

У Вебера огромное количество описаний, которые замедляют и так малодинамичный сюжет. Интрига, которая читателю ясна раньше героя, появляется в последней четверти. Можно было бы отнести описания к потребности фантастического романа рассказать о новом мире. Но эпоха наполеоновских войн также неизвестна и фантастична в своих деталях для читателя, как далекое будущее. В отличие от Вебера ни один из оставшихся писателей не посвящает описаниям многостраничные куски текста.

Что удивительно для первых романов в цикле, но ни в одном из них не содержится крючка (а что же дальше, как герой выберется из ситуации), который заставлял бы читателей читать следующий роман.

Конфликт

Удивительно, но в трех книгах из четырех нет конфликта, который пронизывал бы весь сюжет от начала до конца. Только в стрелках «Шарпа» внутренний и внешний конфликт зарождается в самом начале и двигает весь сюжет до развязки.

Кроме того, герои в трех книгах преодолевают препятствия слишком легко, они не требуют от них напряжения всех сил. Перед героями не стоит моральный выбор. Только лейтенанту Шарпу приходится трудно, от одной главы к другой он попадает во все более ухудшающуюся ситуацию. Поэтому «Стрелки» Шарпа читаются с интересом, как же герой выпутается из очередного кризиса.

Хорнблауэр вообще справляется с проблемами одной левой. Мичман Хорнблауэр прыгает с одной башни на другую, но автору не удается убедить читателю, что ситуация безвыходная, поэтому за героя не переживаешь. Перед капитаном Обри трудные ситуации возникают только во второй половине книги.

Описание миров и реалистичность

О’Брайен  и Форестер, используя мелкие детали мира (описания морского быта), в которых живут герои, создают наиболее реалистичные миры. Правда такая детализация затрудняет восприятие и понимание читателем, не разбирающихся в парусном флоте, событий романа. Корнуэлл позволяет ощутить специфику жизни наполеоновских войн, но не погружается глубоко, упрощая читателю жизнь.

Вебер практически не уделяет внимание бытовым мелочам, зато детально описывает глобальные элементы мира. В результате, читатель не может увидеть мир коммандера Харрингтон, как он усложняет или улучшает ее жизнь. При указании массы космического корабля в 20 тыс. тонн, читатель не понимает плохо от этого герои или хорошо. В романе «Капитан и штурман», 200-тонный бриг, как основное место действия, описывается на протяжении всего романа. В результате читатель может ощутить, как живет его герой, на каком пространстве он взаимодействует с другими персонажами.

Герои

Наиболее проработанный, глубокий образ главного героя -  это Джек Обри у О’Брайена. Герой попадает в различные ситуации, реагирует, думает, переживает, развивается.

Самый примитивный герой - Хонор Харрингтон, которая в конце романа такая же, как и в начале. В «Станции Василиск» наиболее интересные события происходят с второ- и третьестепенными персонажами. Харрингтон много рефлексирует, но ее переживания на уровне эмоций: заметит кто-нибудь что ей страшно или нет?  Для сравнения, еще один рефлексирующий персонаж - мичман Хонблауэр переживает больше на ценностном уровне.

Зачем Вебер вводит в романе о Харрингтон шестиногого кота, сидящего все время у нее на плечах, не ясно. Кот показывает настроение своей хозяйки. Зачем, если Вебер многостранично описывает читателю, как она переживает обо всем на свете?

Вебер не смог через сюжет показать исключительность своей героини, поэтому приходилось описывать как абсолютно все, друзья, враги, начальники, просто посторонние люди восхищаются героиней: «ах, какая она молодец».

Характер лейтенанта Шарпа и его отношения с другими персонажами на протяжении романа изменяются сильнее, чем у героев остальных романов. В начале романа он изгой, в конце романа он признанный лидер.

В итоге.

Наиболее интересными романами (из рассмотренных), с точки зрения приключенческого жанра, можно считать «Хозяин морей. Командир и штурман» Патрика О’Брайена и «Стрелки Шарпа» Бернарда Корноуэлла. Самым скучным - «Космическая станция «Василиск» Дэвида Вебера. «Мичман Хорнблауэр» Форестера уступает по динамике своим последователям.

Техника

В цикле «Хозяин морей» действует два главных героя капитан Обри и его друг доктор Стив Мэтьюрин. Это позволяет автору показывает взгляд на героев и их поступки со стороны близкого друга, раскрывая внутренний мир без постоянного обращения к внутреннему монологу. Постоянная примитивная рефлексия Харрингтон однообразна и быстро наскучивает. Два героя О’Брайена, экстраверт и интроверт, по-разному оценивают ситуации и поступки, поэтому читателю за ними интереснее наблюдать. Два героя-друга выстраивают еще одну дугу сюжета, которая динамично меняется.

Две точки зрения делают повествование, его язык и стиль более разнообразным, литературно более изощренным.

Такой сюжетный элемент, как любовный интерес появляется в «Стрелках Шарпа» и «Хозяине морей». Корнуэлл сильнее использует любовную сюжетную линию и это позволяет раскрыть переживания героя и показать его с различных сторон. В истории капитана «Обри» любовная линия незначительна, но и она дополняет героя новыми чертами.

Отсутствие в истории коммандера Харрингтон любовной линии, взаимодействия со вторым главным героем делают монологи героини примитивными и монотонными: размышление о себе и как она выглядит в глазах других.

В «Хозяине морей» многочисленные второстепенные персонажи раскрыты глубже, чем в других романах. В «Станции «Василиск» они представляют собой только функции.

Хотя взаимодействие со первым помощником в романе Вебера повторяют точно такую же линию взаимодействия (вплоть до мотива) капитана Обри и его первого помощника Джеймса Диллона. Но Диллон раскрыт глубже и трагичнее, чем его двойник Алистер Маккеон в «Станции «Василиск».

В «Стрелках Шарпа» второстепенных героев немного, но раскрываются они глубоко. Читатель понимает мотивацию.

Карьера

В таких приключенческих циклах карьерный рост героя является одним из двигателей сюжета. Читателю интересно смотреть, как постепенно растет профессиональное и социальное положение героя. Основным фактором интереса являются препятствия, которые возникают на пути героя.

Эту сторону сюжета лучше всех отразил О’Брайен. В «Хозяине море» появляется персональный враг, препятствующий карьере героя. Против капитана Обри допускается несправедливость, когда он не получает повышения после героического абордажа.

Мичман Хорнблауэл просто сдает экзамены. За Харрингтон носятся все адмиралы, чтобы вручить ей очередное звание. А у лейтенанта Шарпа вопрос о карьере вообще не стоит, он просто хочет выжить.

Чего не хватает

Если сравнить с великолепной историей игровой трилогии «Масс Эффект», то не хватает всесильного противника и глобальной угрозы, которые скрепляли бы весь цикл романов. Правда такое возможно только в фантастических произведениях, но и у Вебера нет такой угрозы.

Не хватает более значимой любовной линии, в которой героиня/героини будет беззаветно любить героя «не смотря, ни на что». Такой подсюжет будет придавать значимость герою и подчеркивать его исключительность.

Не хватает морального авторитета героя. Он должен служить людям, защищать их, отстаивать справедливость. В этих романах он обычный человек, преследующий свои цели.

Previous post Next post
Up