Тот самый Староколымский.

Jun 12, 2024 09:19

В предыдущем посте я оставил вас в селе Оймякон с намёком на поездку по тому самому Староколымскому тракту. Что ж, пора в путь!

1.

От Томтора по направлению тракта есть ещё два жилых села, дорога к ним прочищена и поддерживается в относительно приличном состоянии. А у самого Томтора даже столбы с освещением установлены:

2.

Но километров примерно через 20 Староколымский тракт пересекает Индигирку и становится вот такой просекой, по которой лишь изредка ездят местные на снегоходах или чем-то явно грузовом - за дровами (судя по валявшимся там и тут поленьям) или же силки на зверя проверить (а зачем ещё?).

3.

Если посмотреть на тракт и окружающую его якутскую тайгу сверху, то будет вот такая картинка. По центру - Индигирка, снизу - наледи, справа идёт полоса тракта и рядом какая-то просека очевидно технического назначения.

4.

Итак, сели по машинкам - и поехали. Повторюсь, что 20 километров от Томтора идёт вполне себе ухоженная дорога, на ней расположено село Куйдусун, а в нём находится самая последняя автозаправка. Однако многие мосты либо в аварийном, либо в непроезжем состоянии. Очевидно, что в паводок перебраться на другую сторону этой речки с названием... ага, как и село - тоже Куйдусун.

5.

Так вот, очевидно, что в ледоход, ледостав и паводок посёлок на другой стороне реки становится изолированным от остального мира.

6.

А вот следующий мост, который уже через реку Индигирку, - тот хоть и в очень плачевном состоянии, но проездной. Знак перед мостом совершенно нечитаемый, посему мы сначала прошли мост ногами, оценили его состояние, а потом поехали.

7.

Ну, как-то вот такой мост, практически все его 200+ метров.

8.

После преодоления моста, уже на той стороне Индигирки, между двумя водителями состоялся примерно такой диалог:

- Мне перед мостом хотелось %в туалет%, а потом расхотелось.
- А у меня наоборот!

Да, сразу отвечаю на возможные вопросы: все пассажиры шли пешком. Ну, кроме тех, кому хотелось расхотеть хотелось захотеть кто сам не запросился остаться в машинах.

Дальше Староколымский тракт выглядит... Так он зимой весной выглядит! Летом, очевидно, надо убрать снег, покрасить лиственницы и тундру зелёным и тёмно-зелёным, да и добавить гнуса с комарами.

9.

Ого! Километровый столб! Он ведь ещё с "тех времён" остался. На нём вроде бы можно даже разглядеть "967" ->

10.

С другой стороны тоже цифры сохранились: "506".

11.

Очевидно, что 506 до Хандыги, а 967 до Магадана. И это строилось практически всё вручную да в арктических климатах. Chapmans Peak Drive в ЮАР, Великая Океанская дорога в Австралии тоже строились в основном заключёнными, но по сравнению с "Колымой" эти строительства в британских колониях - просто детский лепет по сложности. Действительно масштабные транспортные проекты в неимоверно адских условиях - кто поспорит с Транссибом или "Колымой"? Ну, наверное, Панамский канал только.

Мы же едем дальше и дальше. По снегу в колеях очевидно, что здесь уже несколько дней никто не бывал. А по следам рядом понятно, что зверь тоже водится. Но, скорей всего, это местные якутские лошадки или же тоже домашний северный олень.

12.

Как вдруг справа - гигантская наледь!

13.

Поднимаем дрон, смотрим сверху - ой, масштабы затопления весьма впечатляют!

14.

И это находится примерно вот здесь на картах:

15.

// Ага, похоже, что в начале поста я был неправ. Это не Индигирка по центру (она на фотке наверху слева), а её приток Тарын-Юрюете.

Но хоть и приток, но наледи просто колоссальных размеров!

16.

А вот и мы там стоим на бережку, маленькие такие:

17.

Это если издали смотреть. Но если же вблизи шириком снять, то вполне себе наглые и алчные :)

18.

Ага, а это что там за табличка на дереве? И не только здесь - их тут много!

19.

Ничего себе - оптоволокно! То есть здесь, вдоль заброшенной, практически непроездной и совершенно покинутой трассы, оптоволокно протянуто? Чудеса...

20.

Ещё один мост. Но он не просто аварийный, а для пущей непроходимости ещё и первый пролёт обломан. Чтобы уж точно никто не совался на этот непонятного возраста и качества объект.

21.

22.

Но зато есть объезд по льду:

23.

24.

Ещё немного и вот уже наш конечный пункт путешествия по Староколымскому тракту.

25.

От начала (села Томтор) проехали всего-то 75км, но до действующей федеральной трассы "Колыма" в сторону Магадана ещё аж 180км по ней ломиться! // Гугломапсы эту дорогу до сих пор как проезжую показывают - не верьте!!

26.

Ах, да. Это место обозначено как заброшенное село Куранах-Сала. Именно здесь была та самая история, когда два жителя Якутска пытались зимой проехать на обычной машинке - и с фатальными последствиями.

Ну, вот в этом Куранах-Сала мы встали на обед, посмотрели вперёд:

27.

- а там впереди совсем как-то малопроходимо даже для наших "танков", да и ночевать в лесу не хочется. Хоть они и смотрели весьма алчно в ту сторону ->

28.

Посему решили покормить наши машинки и двигать обратно:

29.

Пока кормили стальных коней, группа неистовых любопытных исследователей заброшек решила ознакомиться с местными объектами.

30.

Жилых разрух обнаружено не было (видимо, их разобрали и вывезли уже очень давно), а вот остатки какой-то придорожной инфраструктуры присутствуют. Очевидно, здесь и дизель-генераторы стояли, и котельная, и что-то автозаправочное тоже было. Увы, с первой попытки закрепиться здесь ничего хорошего не вышло. Возможно, второй заход будет удачней?

31.

32.

33.

Пора двигаться назад - всё по тому же участку Староколымской трассы, который мы только что помогли утоптать поверх следов предыдущих весьма нечастых транспортных средств. Дроно-видение позволяет нам оценить масштабы и условия нашего передвижения. Староколымский тракт здесь местами прямой, как стрела!

34.

А мы тем временем едем, да по рации то да сё обсуждаем. Ведущий колонны Александр Еликов (который в Арктике полжизни провёл) рассказывает нам о местном житье-бытье. Например, о том, что "северяне получают двойной отпуск" (почти в два раза больше - см. Трудовой кодекс). И что "Северяне - самые активные путешественники. Как только отпуск, они бросают всё, садятся на подручный транспорт и едут куда глаза глядят - лишь бы южнее".

Но тут мы свернули с Колымского тракта в сторону села Орто-Балаган, дабы проехать альтернативной дорогой. Чуть более неровной, но без того стрёмного моста через Индигирку. Пересекаем реку по замерзшим протокам и главному руслу - выдвигаемся к селу.

35.

Где-то в тех местах мне, наслушавшись про двойные тарифы и также двойные отпуска у северян, пришёл в голову очевидный вопрос: "Если северяне получают двойной отпуск на юге, то жителям средней полосы и юга России надо списывать двойной отпуск за отдых на Севере - тоже день за два". Однако мой комментарий в эфире никакой поддержки не получил. Видимо, они не поняли, о чём я логику развожу :)

Сейчас же просто немного картинок из весьма дальнего якутского села Орто-Балаган.

36.

На знаках и объявлениях вместо 'г' видится '5' - на самом деле это якутская буква, похожая на пятёрку, по-якутски название села: "Орто Балаҕан".

37.

38.

О! Коровье скотоводство, а не олени или лошади.

39.

Вот такое ещё одно село, которое очень далеко от привычной большинству цивилизации да ещё и в адском арктическом континентальном климате.

40.

41.

По дороге обратно мы подъехали к тому самому аварийному мосту через Индигирку. Ну, интересно же ещё раз на это сооружение посмотреть! А вдруг в следующий раз здесь будет стоять новый железобетонный мост?

42.

Вместо этого весьма ветхого деревянного, который даже сверху, с высоты дрона, выглядит весьма неубедительно...

43.

Ну, запускаем по мосту нашего ведущего Алескандра Еликова! Он так и проехал одной машиной, все остальные как-то постеснялись соваться туда во второй раз. Хорошие картинки, бодрые :)

44.

Мост - он вот такой, уверенно бодрящий:

45.

Красиво смотрится!

46.

Всё, аттракцион "Индигирский мост 2024" завершён.

47.

Едем обратно и при пересечении по льду одной из речек снова видим вот такую картинку:

48.

Похоже, Староколымский тракт планируется снова сделать проездным. Это подтверждается нашими наблюдениями по дороге от "Кубы" к Томтору - та часть тракта тоже ремонтируется, расширяется, ставят новые мосты. Или это готовят автодорожную инфраструктуру к будущей железнодорожной ветке Якутск-Магадан? Ой, поживём - увидим. Главное же: дожить :)

49.

Тем временем мы всё ближе к базе проживания, вот и та самая последняя автозаправка. Что интересно, к ней с той стороны подъезжает снегоход:

50.

Завершающая картинка: Томтор, весенний март, снег тает, угольная сажа освобождается и помогает ему таять ещё быстрее ->

51.

Дальше - просто ужин, баня, лёгкий досуг и спать.

Но остался неотвеченным один вопрос, который был задан, когда уже проехали весьма далеко и долго, когда музыкальные заготовки уже по третьему разу достали, когда хочется просто поговорить. Так вот, во время радиобесед и дискуссий был задан вот такой вопрос:

Видна ли Луна с полюса?

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

roads, tiksi-2024

Previous post Next post
Up