Пока организм офигевает от очередной смены часовых поясов и разницы температур, расскажу вам о способах передвижения по республике Саха. Фотографии по большей части с мобильных устройств, поскольку делались на ходу, на лету и на плаву.
Когда летишь над Якутией на самолете вид снизу поражает: реки, реки, реки и сопки между ними. Проложить дорогу по такому рельефу дело очень непростое даже в комфортных климатических условиях. А в местном климате - почти нереальное. Разница температур в течение года может достигать 100 градусов, что способно разрушить самые прочные покрытия и конструкции.
Вид из иллюминатора Ан-24 на Якутию. Линия, прочерченная через всю фотографию это просека в тайге, следы топографической и геологической разведок.
Поэтому с весны до осени дорог в самом крупном регионе России почти нет. А те что есть по большей части грунтовые. Зимой есть "зимники", проложенные по снегу и замерзшим рекам.
Железная дорога уже 30 лет пытается дотянуться до Якутска, но пока пассажирское сообщение от малого БАМа дошло только до Томмота, который находится в 390 км от столицы республики. Нерюнгри - крупнейшая железнодорожная станция Якутии, отсюда можно доехать до Москвы, Иркутска, Хабаровска, Новосибирска.
Вокзал в Нерюнгри. Буккроссинг добрался и сюда!
Поэтому основным способом доставки пассажира по Якутии был, есть и еще долго будет оставаться воздушный транспорт. Я с ним познакомился достаточно плотно, но, к сожалению, полетать довелось только на Ан-24. Желанный Ан-140 (на данный момент в России летает только один такой самолет) мне так и не дался, хотя и был заявлен на два рейса. Оба раза был заменен одним и тем же Ан-24 Бурятских Авиалиний.
Сам так и не удосужился сфотографировать бурятов, поэтому фото взял отсюда:
http://www.ipukr.com/?p=8039 Ан-24 это турбовинтовой самолет, который давно и прочно завоевал рынок региональных перевозок, особенно в условиях Севера. Настолько прочно, что до сих пор используется повсеместно. И это несмотря на то что самому молодому самолету уже давно за 30.
Первое знакомство с ним состоялось при перелете в Ленск авиакомпанией "Полярные авиалинии". Кроме меня на этом рейсе летели еще 4 пассажира и замерзшая (может потому и очень грустная) стюардесса. Ощущения от полета - "Икарус". Который красный туристический. Почти такие же сиденья и абсолютно такой же убийственный аромат бензина/керосина в салоне. Отличия есть, но в пользу "Икаруса": дикая вибрация и грохот в салоне Ан-а в течение двух часов не благоприятствуют спокойному сну. Но вот что интересно, лично мне лететь было гораздо спокойнее, чем на новеньком боинге. Видимо вера в надежность и неубиваемость советской техники крепко засела в голове. :)
Зато "Полярные" полноценнно покормили. Хоть и пришлось есть на коленках из-за отсутствия столиков. Та же "Якутия" только поит соком, при том что цены на билеты у них просто запредельные.
Ждем посадки в автобусе. Аэропорт "Якутск". Очень мне нравится белый мишка на лого "Полярных авиалиний" (На хвосте самолета).
Передние кресла в салоне завалены почтой и прочими грузами. Ленск город труднодоступный по суше, поэтому самолеты частенько летают в полугрузовом-полупассажирском варианте.
Воды в туалете не было. Судя по этой табличке заливать ее и не будут до мая - замерзает.
А вот на обратном пути уже весь самолет был забит пассажирами.
Однако самим перелетом приключения не ограничились. Садимся мы в Ленске, тормозим, я смотрю в иллюминатор и понимаю, что едем мы по грунтовке, довольно таки разъезженной, в сплошных колеях. Да, такая вот ВПП там, оказывается. Причем никаких различий в ощущениях по сравнению с посадкой на бетон я не обнаружил. Ну а после прилета всех пригласили обойти самолет и подождать пока из грузового отсека выкинут его багаж. После чего мы кучкой направились к небольшой калитке - выходу с аэродрома. Удобно - не надо кучу времени ждать свой чемодан у ленты. Потом я узнал на собственном опыте, что доставка багажа от самолета силами пассажиров частая практика и в аэропорту Якутска.
Вот такая вот взлетно-посадочная полоса в Ленске.
Но круче всего в Ан-24, это то что:
1. Можно увидеть во время полета членов экипажа: пилоты спокойно бродят по салону. В современных лайнерах это (насколько я знаю) давно уже запрещено из соображений безопасности.
2. Не просят отключать мобильники, а из-за не очень большой высоты полета (5000 м) сотовая связь периодически появляется и можно спокойно переписываться с землей смс-ками. А может даже и звонить, если бы не было так шумно.
Ну и еще пара моих фото про воздушный транспорт Якутии:
Это еще один боец региональных авиалиний и близкий каждому саратовцу Як-40 на вечной стоянке у аэропорта г. Нерюнгри
Вертолет "Полярных авиалиний" в Якутске около этногрофического комплекса "Чочур-Муран".