Жертвоприношение быка. Аттика, 410-400 годы до н. э.
Современный человек связывает свою жизнь с потреблением и, что важно, с приобретением. Он описывает её (точнее воспроизводит предложенное ему описание) соответствующим образом. Сама жизнь видится ему дорогой приобретений: имущества, опыта, связей, впечатлений - всего. Имеет значение и количество, и многообразие. Как следствие, он не готов к жертве, он не видит и не понимает её смысла. Он занимается оптимизацией, сведением всего только к прибавлению и избеганию любого убывания, любого ущерба. Человек раздувается, обрастает. Сама практика деления (вполне бытовая) ему кажется возможной только после смерти. Пока же надо попробовать максимум всего, усвоить все витамины, посетить все страны, не потерять ни минуты, ни копейки зря.
Это полностью противоречит представлениям архаичного человека (о монотеизме мы сейчас не говорим), которому жизнь кажется страданием, путём скорби и утрат. Он существует в ином описании, можно назвать его мифологическим, оно тоже ложно, но иначе, и он (архаичный человек) понимает, что без жертвы не происходит ничего. Любой качественный (духовный и даже материальный) рост возможен только посредством жертвы. И если вы пользуетесь только или преимущественно благами, то должны знать - за них кто-то пожертвовал временем, здоровьем, деньгами, жизнью.
Данную проблему пытались решить за счет машин, но сделали связь между благом и ущербом лишь более опосредованной, скрытой. Современное мировоззрение старательно её купирует, хотя как раз проявление этой связи делает понятным одну важную предупредительную сторону жертвоприношения, заключающуюся в попытке «потерять» сразу, до начала действия, некую известную, приемлемую долю, чем претерпеть неизвестный и непредсказуемый по масштабу ущерб в будущем.
В этой связи древнегреческие гетакомбы не выглядят таким уж бессмысленным действием, как это представляют современные словари. Чем масштабнее замысленное деяние, тем масштабнее и жертвоприношение.
Поэтому, когда в сугубо материалистическом смысле говорят, посмотрите как благополучно, в достатке живут те или иные страны или люди, всегда хочется поинтересоваться, а за счет чего (кого) это происходит, что им самим (или другим ради них) пришлось претерпеть в прошлом или предстоит в будущем? Кроме того, а благополучно ли? Ведь стоит учитывать, что у человека нет прямого доступу к благу, да и работает он с материей второго порядка, конечной, зыбкой и диалектически обусловленной, и если здесь прибывает, то где-то обязательно убывает.