Недавно я «совершил» маленькое искусствоведческое открытие, но все никак не доходили руки о нем написать. Да и не верилось.
Конечно, вы можете сказать, что никакое это не открытие, мы и раньше знали. Но, не спешите, дочитайте до конца, допускаю, что вы правы, но сам я попытался найти хоть какую-нибудь информацию об этом и не нашел.
Конечно, поиски мои были не так уж фундаментальны, я не затрагивал литературу на многих европейских языках, будь то французский или итальянский. И все же, меня поразило, что ни в одной русскоязычной и англоязычной статье, касавшейся картины, о которой пойдет речь дальше, не упоминается это, ставшее для меня очевидным, обстоятельство.
Итак, речь об очень известной картине Пабло Пикассо «Девочка на шаре», находящейся в экспозиции Пушкинского музея в Москве.
Вот она:
Известно, что Пикассо написал ее в 1905 году, и она стала одной из переходных работ от мрачного «голубого» к более жизнерадостному «розовому» периоду в творчестве автора (к которому её и относят).
Я полагал, что картина эта изучена вдоль и поперек, но вот, что мне удалось узнать самому, а не вычитать.
Произошло это случайно.
Изучая кое-какие статьи о греческой мифологии и поэзии, я наткнулся на древнеримскую мозаику «Орест и Ифигения», находящуюся сейчас в Капитолийском музее в Риме, и обомлел! Глядя на фигуру Ореста, я вдруг понял, что видел её раньше, вспомнить где именно оказалось несложно, слишком уж выразительна поза, нога, угол её сгиба, спина, куб... слишком много раз я бывал в Пушкинском, слишком известна картина Пикассо.
Сравните сами:
Конечно, Пикассо кое-что поменял (красть он умел), но суть сохранил (даже куб и кусок материи).
Я решил выяснить, мог ли Пикассо видеть эту мозаику. Мог. Обнаружили её в 1876-м году. И хотя Рим Пикассо впервые посетил лишь в 1917-м, она явно попала в ряд каталогов, которые, в свою очередь, попали в руки к Пикассо.
Нет никаких сомнений, что мощный атлет с его картины возник благодаря Оресту.
И все же я не унимался в своих поисках, полез в источники на вполне доступном мне испанском языке, и в конце концов обнаружил в одной докторской диссертации 2009-го года, посвященной именно влияниям «помпеянской» фресковой живописи на творчество Пикассо 1905-1907 годов, подобную гипотезу.
Quod erat demonstrandum
Если вы думаете, что сделали открытие, то для вас лично, для вашего окружения и, вполне вероятно, большинства людей, это так есть, но, если очень хорошо поискать, покопаться в источниках, то, скорее всего, вы все же обнаружите, что кто-то уже сделал его до вас.
Ссылка на исследование на испанском языке (автор CONXITA BONCOMPTE COLL):
http://diposit.ub.edu/dspace/bitstream/2445/35597/2/01.CBC_TESIS.pdf.txt