Сейчас зимой, в начале февраля, я пересматриваю летние фотографии и мысленно переношусь в те дни, когда в середине июля 13-го и 14-го числа я вместе с
pupovjim, Алексеем Устюговым и Алексеем Яшиным сходил в давно задуманный и очень запоминающийся двухдневный поход по Ярославской области. Именно о нем я и собираюсь сейчас рассказать.
Как же все начиналось...
Когда-то давно, несколько лет тому назад, рассматривая перед сном атлас Ярославской области, я невольно обратил внимание на очень интересный район на стыке Ростовского, Борисоглебского, Гаврилоямского и Ярославского районов. Обширные леса, полузабытые деревни, полуразрушенные храмы в вымирающих селах и удаленных урочищах - все это не могло не привлечь моего внимания.
Время шло - дни сменялись днями, недели неделями, месяцы месяцами, а мысль устроить летом двухдневный поход в те края не покидала мою голову. Я читал форумы и отчеты, рассматривал фотографии, изучал спутниковые снимки и продумывал различные варианты маршрута - начиная от экстремальных с 50 километровыми переходами по исчезающим дорогам среди заболоченных лесов, и заканчивая вполне себе прогулочными с небольшими переходами и хорошими дорожками.
В какой-то момент, вроде как летом 2012 года, я уже было собрался устроить этот поход, подготовил анонс, продумал маршрут, создал встречу - но то ли слишком поздно я все задумал, то ли погода подвела, но в итоге никто не собрался, и идея была отложена на лучшее время.
И возможно эта идея, как и многие другие, так бы и осталась в моих мыслях, не реши я по весне с
pupovjim устроить летом поход в Ярославскую область в любом случае, даже если нас будет двое.
Март постепенно сменился апрелем, а апрель маем. Весна постепенно подходила к концу, и маршрут начал обрастать подробностями. Я решил приехать ночным поездом в Ярославль, ранним утром добраться на автобусе до старинного села Курба, а уже оттуда пройтись до дер. Раменье, по пути осматривая полуразрушенные храмы в окрестным селах. На второй же день рассматривалось несколько вариантов маршрута в зависимости от настроения, погоды и вообще ситуации. Поход решил устроить 13 - 14 июля, как раз в последние выходные перед моим отпуском, который я собирался провести в Архангельской и Вологодской области.
Время шло, и к моменту отъезда нас уже было четверо - я,
pupovjim, Алексей Устюгов и Алексей Яшин.
Как же все было....
Суббота, 13 июля, 00 часов 10 минут. Мы встречаемся вчетвером на перроне Ярославского вокзала у поезда Москва - Хабаровск. До отправления поезда остается около 25 минут, но нас пока в вагон не пускают - у нас электронная регистрация, а списка пассажиров у проводника все еще нет. А пока стоим на улице, обсуждаем предстоящий поход, сравниваем, кто что взял и у кого сколько вещей. Время летит незаметно, и вскоре списки приносят, и мы занимаем свои места в вагоне.
Ехать нам не долго, чуть больше 4 часов, так что ранним утром, в 4-43 утра мы, не выспавшиеся, вылезаем из поезда на вокзале в Ярославле. До автобуса в Курбу немногим больше часа, на автостанцию идти очень рано, поэтому, несмотря на раннее утро, решаем перед отъездом позавтракать в Макдональдсе, расположенном рядом с вокзалом.
Сам ресторан в такую рань, конечно, еще закрыт, но окошко МакАвто открыто до 5 утра (далее технический часовой перерыв), так что в последние минуты перед закрытием успеваем себе купить завтрак, и тут же располагаемся на столиках на улице. Время летит незаметно - завтракаем, общаемся, и вдруг в какой-то момент кто-то замечает, что вроде как, когда уезжали из Москвы, у Алексея Яшина с собой был рюкзак и коврик, а сейчас рюкзак как бы есть, а коврика не видно. Минутная пауза на обдумывание и с пугающей очевидностью становится ясно, что пока мы тут едим, коврик в поезде и уже по пути в Хабаровск. Но поезд уже не догонишь, магазина спортивного в такое время тоже не найдешь - значит придется выкручиваться без коврика - в итоге, забегая вперед, скажу, что его роль ночью выполняли выложенные в ряд сидушки, несколько курток и прочих вещей.
Завтрак бесконечно продолжаться не может и в какой-то момент все оказывается съеденным, и мы, одев на себя рюкзаки, неспешно направляемся в сторону автовокзала. Придя же на автовокзал, покупаем билеты на ближайший автобус в Курбу на шесть утра.
Вскоре подъезжает ПАЗик и, заняв свои места, мы отправляемся к начальной точке нашего маршрута. Сначала едем по трассе в сторону Москвы, проезжаем вдоль огромного нефтеперерабатывающего завода, а потом сворачиваем на северо-запад, на Козьмодемьянск, на узкую, постоянно петляющую дорогу. В какой-то момент асфальт заканчивается, и некоторое время автобус ползет по напрочь разбитому грейдеру. Но потом асфальт возобновляется, и вскоре мы приезжаем на автостанцию в селе Курба.
Курба - старинное село Ярославской области. Его история уходит в XV столетие, именно тогда здесь была родовая вотчина князей Курбских, потомков ярославских удельных князей. Но время шло, и в 1564 году князь Андрей Михайлович Курбский, ближайший сподвижник Ивана IV, перебегает к польскому королю, опасаясь царской опалы. После бегства князя село было отписано в государственную собственность, а впоследствии отдавалось в поместье различным владельцам.
В середине XVIII столетия владельцами части Курбы становятся Нарышкины. Именно при них в центре села в 1770 году возводится огромный храм, освященный во имя Казанской иконы Божьей Матери. Позже, уже в конце XIX столетия в 1880-1890 годах, рядом с храмом возводится отдельностоящая пятиярусная колокольня.
Именно с осмотра храмового комплекса мы и начинаем осмотр села.
На этом автобусе мы приехали из Ярославля.
Храмовый комплекс в Курбе. Казанский храм и пятиярусная колокольня.
Колокольня в Курбе.
Казанский храм.
Часовня.
Устроив небольшую фотосессию, мы доходим до колокольни и по узкой лесенке забираемся на первый уровень, чтобы оттуда поснимать окрестные виды.
Виды с колокольни.
Засняв виды с колокольни и убедившись, что выше уже подняться не реально, мы спускаемся вниз и направляемся в полузаброшенный Казанский храм.
Роспись Казанского храма.
Осмотрев храмовый комплекс, продолжаем наш путь и решаем прогуляться в село Васильевское, расположенное по соседству с Курбой на противоположном берегу реки Курбица.
Река Курбица.
Окрестные виды.
В бывшем погосте Васильевское (ныне с. Васильевское) на вершине холма возвышаются два храма. Более ранний храм - церковь Всемилостивого Спаса была выстроена в 1745 году. Рядом же расположилась пятиглавая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная на рубеже XVIII и XIX столетия в 1793-1804 годах.
Село Васильевское. Церковь Спаса Всемилостивого (справа на фотографии) и церковь Смоленской иконы Божией Матери (слева на фотографии).
Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1793 - 1804).
Церковь Спаса Всемилостивого (1745).
Устроив небольшую фотосессию, мы спускаемся к реке Курбица и, перейдя её по узкому железному мостику, а потом, пройдя по тропинке сквозь траву, мокрую от утренней росы, снова возвращаемся в Курбу.
Вид на храмовый комплекс в Курбе с противоположного берега реки.
На мосту через Курбицу.
По дороге в Курбу.
К моменту нашего возвращения на улицах становится уже более многолюдно, и наше появление не остается не замеченным. Один из местных жителей сначала интересуется нашим маршрутом, а потом вспоминает про то, что недалеко от села около реки Курбица располагается крайне живописный косогор, который мы не можем не увидеть. Сначала он объясняет нам дорогу, но буквально через минуту, решает нас сам туда проводить.
Пройдя через село, мы продолжаем наш путь и направляемся по дороге на северо-запад. Перейдя трассу Тутаев-Гаврилов Ям, мы еще некоторое время идем по грейдеру, но, немного не доходя моста через р. Курбица, сворачиваем направо на полевую дорогу. Еще немного поплутав, мы выходим к высокому берегу реки.
Окрестные виды.
Долина реки Курбица.
Погуляв вдоль реки и полазив по косогорам и распрощавшись с нашим проводником, мы вскоре продолжаем наш путь и по полевой дороге выходим на шоссе, ведущее в с. Ширинье. Но по трассе мы идем недолго и вскоре останавливаемся у моста через Кубрицу.
По дороге сквозь поля.
Трасса на Ширинье.
Река Кубрица у моста.
Купаться в реке желающих не нашлось, так что, немного погуляв и пофотографировав, мы вскоре снова забираемся на мост и продолжаем наш путь в с. Ширинье. Через пару минут мимо проносится рейсовый автобус в Ширинье и с полной очевидностью становится ясно, что следующие 8 км вдоль трассы нам предстоит пройти пешком. Время от времени мы, правда, останавливаемся, фотографируем окрестные луга и поля, а потом снова идем.
По дороге в Ширинье.
Дорога, уходящая вдаль.
Одинокая автобусная остановка.
Окрестные виды.
В 1772 году в селе Ширинье была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Позже в 1836 году храм перестраивается и к существующему зданию пристраивается зимняя церковь. А еще спустя 15 лет в 1851 году рядом возводится ярусная колокольня.
Именно с осмотра храма мы и начали прогулку по селу.
Колокольня.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Окрестные виды.
Погуляв около храма, мы продолжаем наш путь. Но прежде, пополнив запасы воды в магазине, устраиваем небольшой перекус.
Прямой дороги от с. Ширинье до дер. Раменье нет - старые дороги заросли, заболотились и стали вконец непроходимыми. Пройти же проще всего в обход - сначала по хорошей дороге, ведущей через дер. Соловарово, надо дойти до ур. Трухино, потом по зарастающим колеям, где мало кто ездит, мимо заброшенных деревень Ревякино и Тчаново, надо добраться до дер. Супорганово, откуда уже хорошая дорога ведет в дер. Ревякино. По дороге мы еще собрались зайти в с. Дмитриевское, чтобы осмотреть полузаброшенный храм, а если время позволит, то пройтись еще в Спас-Раменье.
Что же получилось в итоге я сейчас и расскажу...
Перекусив и поднабравшись сил, мы продолжаем наш путь и, возвратившись немного назад, сворачиваем на север, на узкую асфальтированную дорогу, ведущую через луга и поля в дер. Соловарово.
Окрестные виды.
Деревня Соловарово остается справа, а дорога продолжается, постепенно заворачивая на запад. Поля и луга постепенно перемежаются с лесными участками. Появляются и слепни, которых не было поначалу. В какой-то момент асфальт заканчивается, уступая место грейдеру.
Дорога, уходящая вдаль.
Асфальт закончился, далее грейдер.
Окрестные виды.
Время летит незаметно, и где-то через полтора часа мы добрались до поворота на с. Дмитриевское, куда не преминули свернуть.
По дороге в с. Дмитриевское.
Впереди за деревьями уже виднеется купол полузаброшенного храма Димитрия Солунского, построенного в 1797 году.
Храм Димитрия Солунского в с. Дмитриевское (1797).
Фрагмент росписи.
Осмотрев храм, мы решаем устроить поблизости обед, перекусить сублимированной едой и немного отдохнуть. В лесу из-за слепней останавливаться не хотелось, поэтому, за неимением лучшего, решили устроиться под деревом в зарослях бурьяна, недалеко от храма. Рядом с храмом было частное хозяйство, где я поинтересовался, есть ли здесь какой-нибудь родник или колодец, чтобы набрать воды. Сначала мне объясняли, что родник есть поблизости, где-то рядом с рекой, но потом, подумав, засомневались, что в такую жару там нормальная вода и дали нам канистру с водой. Так, что вскипятив на горелке воду, мы засыпали сублимированную еду и приступили к обеду.
Перекусив же и отдохнув в тени пару часов, мы продолжили наш путь, вернувшись обратно на грейдер, с которого мы свернули к с. Дмитриевское.
Живописное место рядом с дорогой. Скорее всего, раньше здесь был песчаный карьер.
Вскоре же, дойдя до ур. Трухино, мы покидаем хорошую дорогу (которая через несколько сотен метров обрывается) и сворачиваем налево, на полузаросшую тракторную колею, ведущую через поле. Где-то впереди, недалеко отсюда, граница районов, и полузаросшие тракторные колеи, изредка кем-нибудь используемые, являются единственными дорогами в этих краях.
Ур. Трухино.
Идем по заросшей дороге.
Вскоре проселок, описав петлю, выводит нас к р. Пахма, изрядно обмелевшей и легко перешагиваемой в это время года. А за рекой небольшой лес, а потом зарастающие поля.
Окрестные виды.
Идем через поля.
Долго ли, коротко ли, но уже вечером, где-то в полдевятого за бывшей деревней Тчаново, мы наконец-то вышли на нормальную дорогу. Немного отдохнув и перекусив после трудного пути, мы в полной мере осознали, что в Спас-Раменье мы уже не успеваем и поэтому отправились по дороге в дер. Раменье.
Дер. Супорганово.
Заболоченный ручей.
По дороге в дер. Раменье.
В Раменье мы уже пришли достаточно поздно вечером, а, придя и узнав, что автобус в Борисоглебский, на котором мы собирались завтра с утра поехать, будет около семи утра, набрали воды в колодце и начали думать, где бы устроиться на ночлег недалеко от деревни. Осложнялось все тем, что в основном кругом были открытые луга и поля. В итоге, не найдя лучшей альтернативы, разбили лагерь в молоденьких березках недалеко от дороги в нескольких сотнях метрах от села.
Поужинав же и собрав палатки, мы постепенно устроились на ночлег, чтобы встать на следующий день поутру. Но об этом я расскажу во второй части отчета.
PS: Все фотографии можно увидеть здесь:
https://plus.google.com/photos/103787828238522448161/albums/5927946470968649969?banner=pwa PPS: Наш маршрут можно увидеть здесь:
http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fnchdddpnfdjrskl PPPS: Первая часть отчета
pupovjim о походе по Ярославской области:
http://pupovjim.livejournal.com/1685.html