Одна французская художница времен Ар Деко

Jun 26, 2013 02:08

В процессе раскопок по Ар деко посчастливилось познакомиться с этой художницей-авангардисткой.
Она дружила с Пикассо и Аполлинером, работала с Дягилевым над декорациями и костюмами к его спектаклям, ее любимыми художниками были Гирландайо и Боттичелли.
Гертруда Стайн, рассказывая о знакомстве с ней, дает ее примечательный портрет: "Пикассо все называли Пабло, а Фернанду - Фернанда, и Гийома Аполлинера все называли Гийом, но Мари Лорансен все называли Мари Лорансен...
Она была худая и угловатая, как средневековая француженка из французского примитива. Она говорила высоким голосом с красивыми модуляциями..."

Автопортрет Мари:




Гибкая, энергичная линия шляпки, строгая - овала лица, тончайшая и женственная - руки, упрямая - рта, и эта вселенская печаль в глазах, и этот мягкий разбеленный колорит, при этом контраст белого и черного. Противоречия.

А вот это знаете кто? Это портрет Коко Шанель.


Той самой Коко. Скандальной, напористой, жесткой и готовой на все. Вот такой:


А что у Мари? У Мари нежность, мягкость, легкость, грациозность, женственность и полное отсутствие какой-либо материальности.
И, казалось бы, есть нечто общее и с Боттичелли, и даже с картинами эпохи рококо в сложности колорита, легкости мазка, субтильности барышень, но в этой ее нежности нет и намека на кокетство или обман, присущие рококо.
Зато в них, стоит лишь приглядеться, обнаруживаются совсем не беззащитные сила и спокойное достоинство.



Качества, присущие, наверное, и самой Лорансен.
"... Она была худая и угловатая, как средневековая француженка с французского примитива. Она говорила высоким голосом с красивыми модуляциями...
Ведя странную жизнь и создавая свои странные картины, Мари Лорансен продолжала жить с матерь, очень спокойной, очень приятной, исполненной достоинства женщиной, и их быт напоминал монастырский. В их небольшой квартирке всюду висели вышивки матери по рисункам Мари Лорансен. Мари относилась к матери в точности как молодая монашенка к более почтенной. Все было очень странно..."

И этот режущий трагичный контраст белого и черного на нежном полупрозрачном фоне не могу оставить без внимания:



По сути, рокальный колорит:








С Аполлинером Мари познакомил Пикассо в 1907. Их сложные отношения продолжались 5 лет и закончились печально.
В противоположность Мари поэта считали вспыльчивым, неуравновешенным тираном, который мог скандалить, кричать, совершать неприличные поступки. Однако все признавали, что вместе с тем Гийом был открыт, немного наивен, общителен и совершенно чужд надменности.
Лорансен, обладая твердым и непокладистым характером, часто выражала недовольство и не желала молча терпеть выходки возлюбленного. Не последнюю роль разрыве Аполлинера и Мари сыграла мадам  Лорансен, которая недолюбливала Гийома.
В 1914 Мари выходит замуж за немецкого землевладельца и художника барона Отто фон Вэтьена.
После расставания с поэтом Мари Лорансен написала прощальное стихотворение: короткое, на одном дыхании, одной фразой, но не про него, не про них - про себя. И назовет его «для себя» - «Успокоительное».

Не просто печальная
А скорбящая
Не просто скорбящая
А несчастная
Не просто несчастная
А страдающая
Не просто страдающая
А покинутая
Не просто покинутая
А сирая
Не просто сирая
А изгнанная
Не просто изгнанная
А мертвая
Не просто мертвая
А забытая.

Вскоре поэт ушел добровольцем на фронт, в 1916 году был ранен и вернулся на родину.
Осенью 1918 года он заразился свирепствовавшим в то время гриппом-испанкой, который унес его жизнь 9 ноября 1918.

Работы Мари тех лет:
















В 1920 году она возвращается в Париж, разводится и начинает независимо строить карьеру художницы. В 20-х Лорансен становится модной художницей, так ее работы на выставке декоративных искусств в 1925 вызвали восхищение публики.

И еще работы Мари:























ар деко, большие исторические стили

Previous post Next post
Up