Неизгладимое и неожиданное впечатление на меня произвело восприятие картины Тулуз-Лотрека "Клоунесса" на последнем занятии. Пробрало до слез. И, конечно же, захотелось узнать как можно больше об этом художнике, понять причины его безграничного отчаяния и боли, вплоть до безумия, разобраться в том, как жизнь и личная трагедия отразились на его творчестве.
Сейчас читаю биографию Тулуз-Лотрека, очень рекомендую книгу
Перрюшо Анри. Он не просто перечисляет факты, а стремится вникнуть в самую суть, разобраться в чувствах Тулуз-Лотрека, чем руководствовался этот глубоко травмированный и несчастный человек.
Очень хочется написать большой пост о Тулуз-Лотреке, но восприятие его работ так изматывает, что невозможно глубоко и подолгу воспринимать их.
Так я решила начать постепенно и с малого: узнав, что Лотрек восхищался и вдохновлялся работами Дега, я попыталась сделать подборку со сравнительным восприятием картин этих двух художников.
Итак, давайте сравним!
Потеря веса, легкость, нежность, трепетность, радость, юность, заключенные в этом воздушном колорите и не менее воздушном мазке, у Дега:
И вдруг... Тулуз Лотрек.
Казалось бы, в колорите есть нечто общее с колоритом Дега - те же пастельные тона, но стоит вглядеться в мазок и становится очевидно, что перед нами совершенно другое чувство. Не ЧТО, а КАК. Хаотичные, рваные мазки рождают такое же рваное, прерывистое дыхание. Здесь нет легкости, позвоночник отсутствует, тело сжимается в спазме, отчаяние, боль.
Впрочем, есть подсказка и в колорите: пастельные тона разбавлены трагичными черными мазками и графичным контуром.
Ноги танцовщиц розоватые, но что это за оттенок! Это не мягкий тепловатый оттенок плоти, это мертвенный разбеленный холодный оттенок цвета фуксии. Грязноватые красные вкрапления в верхнем левом углу добавляют тревоги.
И опять Дега:
Легкость, прохлада, свежесть, потеря веса.
Фрагмент:
Легчайшие штрихи, размытый, светящийся контур как раз и дают ощущение легкости.
И для сравнения фрагмент контура Тулуз-Лотрека:
Жесткий и графичный, четко прорисованный контур заставляет тело напрячься, а дыхание замереть.
Или вот еще: Тулуз-Лотрек, "Танцовщица в гримерке".
Вновь колорит Тулуз-Лотрека на первый взгляд схож с Дега, но сколько ужаса порождает этот мазок! Движение начинается вверху как будто по кругу, слева направо, а дальше оно завихряется, увлекая за собой все, что встречается на пути, и внизу мы уже видим полный хаос и беспорядок. Отражение балерины в зеркале - мазок такой, будто его провели когтями!
А изгиб фигуры танцовщицы - это и не изгиб вовсе, это излом. Ее тело мертвого желто-зеленого цвета, так же как и лица остальных двух участников...
Чем дольше рассматриваешь эту картину, тем страшнее становится, кажется, что этот мазок способен породить ужасных монстров, вот, он уже захватил юбку женщины и окружает балерину. И вот, пожалуйста, что это за страшное, ухмыляющееся "лицо" в правом нижнем углу?!
И еще одна пара для сравнения.
Тулуз-Лотрек, "Мулен Руж":
Опять хаотичный мазок, мертвенные ноги (здесь мертв не только цвет, вглядитесь в сами ноги - тонкие, сухие, в их изгибах нет и намека на женственность и нежность, такие ноги ассоциируются у меня с дряхлой старухой, но никак не с молодой девушкой), тяжелые линии, ощущение тяжести, усталости. Усталость бывает разной, она может быть радостной, а здесь она полна безысходности, нет просвета, нет надежды, нет ничего, кроме разочарования. Красно-оранжевые вертикальные линии фона кажутся кровавыми, дополняя трагедию.
Усталость Дега совсем другая:
После Тулуз-Лотрека картины Дега дают возможность сделать полный облегчения глубокий вдох и расслабиться! Так и здесь: несмотря на усталость балерина полна энергии. Дыхание легкое, тело воздушное. Балерина вся светится, она посидит еще немного вот так, переведет дыхание, а потом легко поднимется и упорхнет танцевать дальше.