Иттен, "Искусство цвета", конспект, продолжение

Mar 16, 2013 17:34

Контраст дополнительных цветов

2 цвета являются дополнительными, если их пигменты при смешивании дают серый цвет.
Расположенные рядом, они максимально усиляют друг друга. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный.
Пары:
Желтый : фиолетовый (желтый : красный + синий)
Синий : оранжевый (синий : желтый + красный)
Красный : зеленый (красный : синий + желтый)
Желто-оранжевый : сине-фиолетовый
Желто-зеленый : красно-фиолетовый
Сине-зеленый : красно-оранжевый
В этих парах всегда присутствуют основные цвета: синий, красный, желтый.
С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета.
Примеры: Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор»:



Царь Соломон, встречающий царицу Савскую:



Ладья (дымковская игрушка):


Ладья (сюзанне):


Симультанный контраст.

Симультанный контраст - явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то порождает его сам. Симультанно порожденные цвета возникают как ощущение и объективно не существуют.
Опыт: в каждый из 6 квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. Каждый из этих серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к основному цвету большого квадрата. Симультанное действие тем сильнее, чем активнее основной цвет.



Симультанно возникающие цвета вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет силу, а восприятие симультанного усиливается.
Смультанный контраст возникает и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причем в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. Цвета как бы "качаются", переходя из своей реальности в новое измерение. Цвет начинает терять свою материальность.
Симультанный контраст можно усилить, либо нейтрализовать путем примеси цвета, дополнительного к соседствующему (усиление), либо примеси самого соседствующего цвета (нейтрализация). Нейтрализация, либо уменьшение симультанного контраста также происходит при наличии контраста светлого и темного.
Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда вместо дополнительных цветов 12-частного цветового круга берутся цвета, расположенные слева или справа от выбранного начального цвета (не желтый к фиолетовому, а желтый к красно-фиолетовому или сине-фиолетовому, в каждом из них желтый будет выявлять свой дополнительный фиолетовый цвет и т.д.).

Примеры:
"Сатана и саранча", Апокалипсис в Сен-Севере:


"Ночное кафе", Ван Гог:


Эль Греко, "Срывание одежд с Христа":



Контраст по насыщенности

Контраст между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными.
Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность:
1.    Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему более холодный характер
2.    Чистый цвет можно смешать с черным. Черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».
3.    Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему серого цвета (смеси белого и черного). Смешанные с серым тона более блеклые, чем первоначальные оттенки, и нейтрализуются симультанным контрастом.
4.    Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.
Действие контраста «блеклый - насыщенный» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом, и блеклым - рядом с более насыщенным.
Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блеклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим. Но нельзя использовать чистый красный рядом с блеклым синим или чистый зеленый рядом с блеклым красным. Иначе контраст по насыщенности будет заглушен другими контрастами, например, контрастом холодно и теплого.
Блеклые цвета (главным образом, серые) кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам.

Примеры:
Жорж де ла Тур, "Новорожденный"


Поль Клее, "Волшебная рыба"


Тинторетто, "Славянка"


Матисс:


Ван Гог:


Контраст по площади цветовых пятен
Противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвети и размер цветового пятна.
По Гете степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:
Желтый          9
Оранжевый     8
Красный          6
Фиолетовый   3
Синий             4
Зеленый         6
Примеры соотношения светлоты пар цветов:
Желтый : фиолетовый = 9 : 3 = 3 : 1 = ¾ : ¼.
Оранжевый : синий = 8 : 4 = 2 : 1 = 2/3 : 1/3
Красный : зеленый = 6 : 6 = 1 : 1 = ½ : ½
Гармоничные соотношения пятен, заполненных дополнительными цветами (степень светлоты обратна размеру пятна):
Желтый : фиолетовый = ¼ : ¾
Оранжевый : синий = 1/3 : 2/3
Красный : зеленый = ½ : ½
Гармоничные размеры плоскостей:
Желтый          3
Оранжевый     4
Красный          6
Фиолетовый   9
Синий             8
Зеленый         6
Или:
Желтый : оранжевый = 3 : 4
Желтый : фиолетовый = 3 : 9
Желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8
Оранжевый : фиолетовый : зеленый = 4 : 9 : 6
И так далее.
Сгармонизированные в своих пределах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Размер и насыщенность цветового пятна тесно связаны между собой.
Если в цветовой композиции между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность.
Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.
Контраст по площади цветовых пятен способен проявлять и усиливать действие всех других контрастов.
Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью.
Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, т.к. его светлота усиливается окружением.

Брейгель, "Падение Икара" (на сине-зелено-коричневатом фоне яркое оранжевое пятно воротника и рукава):


Иттен, творческие привычки, дз

Previous post Next post
Up