Иттен, "Искусство цвета", конспект

Mar 09, 2013 17:26

Физика света
Свет, преломляясь, дает все цвета спектра (кроме пурпурного). Их последующее смешение даст белый цвет, точно так же смешение дополнительных цветов дает белый.
В смешанном цвете человеческий глаз не может увидеть составляющие его цвета.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.
Когда мы говорим: «Эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении.
Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.
Смешение вещественных цветов (красок) красного, желтого, синего дает черный - принцип вычитания. Смешение невещественных дополнительных цветов (эксперимент с призмой) дает белый - принцип сложения.

Цвет и цветовое воздействие
Глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов.
Белый квадрат на четном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей.
Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым.
Желтый квадрат на белом фоне кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.
На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным.
Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тон.
Если серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого - синеватым.



Цветовая гармония
Гармония - это объективные закономерности. Это равновесие, симметрия сил.
Глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах.
Средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия.
Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:
Красный: зеленый = красный : (желтый и синий)
Синий: оранжевый = синий : (желтый и красный)
Желтый: фиолетовый = желтый : (красный и синий)
Таким образом, можно сказать, что если группа их двух и более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.
Два и более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет. Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.
Большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.
Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов.
На основании светлоты основных цветов Гете вывел следующую формулу их количественного соотношения: желтый : красный : синий = 3 : 6 : 8.
Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

Семь типов цветовых контрастов
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте (большой - маленький, белый - черный, холодный - теплый - полярные контрасты). Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
7 типов цветовых контрастов:
1.       Контраст по цвету (цвет-к-цвету)
2.       Контраст светлого и темного
3.       Контраст холодного и теплого
4.       Контраст дополнительных цветов
5.       Симультанный контраст
6.       Контраст по насыщенности
7.       Контраст по площади цветовых пятен

Субъективное отношение к цвету
«Субъективный цвет» - созданный в качестве гармоничного конкретным человеком.
«Субъективный цвет» может выявить характер или настроение, образ мышления и чувства. Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант».
Не только выбор и сочетания цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазов могут быть весьма характерными для того или иного художника. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств.  Если мы хотим найти объяснения субъективным цветовым сочетаниям, то должны быть внимательными к самым мелким особенностям, а не только к самым укрупненным и общим характеристикам цвета и цветовых пятен.
Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определенной цветовой гамме и формам.
Если субъективная предрасположенность к цвету говорит о внутреннем мире человека, то одновременно с этим и о способе его мышления, чувствах и поступках. Внутренний склад человека, его внутренняя структура отражаются в его персональном цветовосприятии.

Цветовое конструирование
Все заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интуитивное ощущение выше этого, ибо ведет в царство иррационального и метафизического, неподчиненного никакому числу. Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла - это только та «повозка», которая доставляет нас к дверям новой реальности.

Двенадцатичастный цветовой круг
Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный - справа внизу и синий внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка:
Желтый + красный = оранжевый
Желтый + синий = зеленый
Красный + синий = фиолетовый
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор. В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем:
Желтый + оранжевый = желто-оранжевый
Красный + оранжевый = красно-оранжевый
Красный + фиолетовый = красно-фиолетовый
Синий + фиолетовый = сине-фиолетовый
Синий + зеленый = сине-зеленый
Желтый + зеленый = желто-зеленый
Т.о., возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре. Цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, оказываются дополнительными.



Контраст по цвету
Самый простой из семи. Его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.



Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий. Воздействие цветов третьего порядка еще менее явно.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах - лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
Контраст по цвету дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой.
На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски.
Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.
С помощью контраста по цвету можно выразить и бурное веселье, и глубокое горе, и земную первородность, и космическую универсальность.
Примеры: Грюневальд «Воскресение Христа», Боттичелли «Положение во гроб», «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера (12в, Париж), Шаронтон «Коронация Марии», «Прогулка в майский день» Поль Лимбург, а также Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже, Миро и др.

Боттичелли "Положение во гроб":


Шаронтон "Коронация Марии":


Матисс:




Мондриан:


Городецкая роспись (Ладья, март 2013, фото мои):








Контраст светлого и темного

День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще.
Белое и черное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия. Этот предел может быть снижен путем практических упражнений.  Серый цвет - бесплодный, нейтральный цвет, жизнь и характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов.
Серый цвет может быть получен при смешении черного и белого или желтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.
Вначале мы выстроим последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов, начиная от белого до черного. Подобная шкала может быть построена для любого хроматического цвета.



В европейском и восточно-азиатском искусстве мы находим много произведений, которые построены исключительно на чистом контрасте светлого и темного. Этот контраст имел огромное значение в живописи Китая и Японии.  Основы этого искусства выросли из каллиграфического письма.
Способ изображения в гравюрах на дереве и на меди также основан на сопоставлении темного и светлого. Благодаря направлению штриха и тональным плоскостям гравер может добиться всех градаций темного и светлого.
Чрезвычайно важно научиться различать, насколько один цвет светлее или темнее другого.  Упражнения: на разграфленном, подобно шахматной доске, листке бумаги одна из клеток заполняется желтой, красной или синей краской. Задача состоит в том, чтобы к каждому из этих цветов подобрать столь же светлые или столь же темные цвета. Не следует путать насыщенность цвета с его светлотой! Особенно трудно написать все цвета столь же светлыми, как желтый, т.к. тот факт, что желтый цвет очень светел познается не сразу.
Одинаковая светлота или темнота делают цвета как бы родственными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединенными между собой.
Отношения светлоты/темноты: если разбить цвета на двенадцатиступенчатый ряд, то чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый - пятой, красный - шестой, синий - восьмой, а фиолетовый - десятой. Насыщенный желтый является самым светлым из чистых цветов, а фиолетовый - самым темным.



Нам следует усвоить, что чистый, насыщенный желтый цвет весьма светел и такой субстанции как темный желтый цвет не существует. Насыщенный, сугубо синий цвет очень темен, а светлые синие - блеклые и ослабленные. Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный желтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют темного решения.
Большая трудность заключается в тос, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и желтый кажутся более темными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искаженными.
Картина, написанная на контрасте светлого и темного, может быть выдержана в двух, трех или четырех основных тональностях. Художник работает двумя, тремя или четырьмя красками, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы.   Каждый из планов может иметь небольшие тональные различия, которые не должны стирать различий между главными группами.
Примеры: Франсиско Сурбаран «Лимоны, апельсины и розы», Рембрандт "Мужчина с золотым шлемом", Пабло Пикассо "Гитара на камине".

Рембрандт:




Сурбаран:


Тончайшие тональные переходы Сёра:


Дюрер:


Жостовский поднос (Ладья, март 2013):






Контраст холодного и теплого
Опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый  цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый.
Красно-оранжевый и сине-зеленый являются двумя полюсами контраста холода и тепла.
Желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - теплыми. Однако все промежуточные цвета могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами.



Характер холодны и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:
Холодный - теплый
Теневой - солнечный
Прозрачный - непрозрачный
Успокаивающий - возбуждающий
Жидкий - густой
Воздушный - земной
Далекий - близкий
Легкий - тяжелый
Влажный - сухой
В природе более удаленные предметы кажутся более холодными.
Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер.
Контраст теплого и холодного достигает совершен.ной красоты только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов. Так, витражи Шартрского собора, основанные на символическом сочетании теплого красного и холодного синего, дышат вместе с ритмом дыхания солнца. Благодаря подвижности освещения, постоянно меняющегося вместе с освещенностью неба и углом падения солнечных лучей, цвет витража в течение дня постоянно бывает разным. И благодаря этому прозрачная материя стекла обретает силу сияния драгоценных камней.
Примеры: Витражи Шартрского собора, «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда, «Мулен де ля Галетт" Огюста Ренуара, «Лондонский парламент в тумане» Клода Моне, «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна.

Витражи Шартрского собора:




Сезанн:


Грюневальд:


Моне:




Дымковская игрушка (Ладья, 2013):


Мензенская роспись:






творческие привычки, дз

Previous post Next post
Up