Вообще,глядя на карту Финляндии становится вполне очевидно - флот Финляндии очевидно нужен.
До 1939года граница была заметно восточнее, западный берег Ладогии был финским и граница проходила примерно в 30 км на Запад от Ленинграда.
А вот так выглядит побережье на более подробной карте
Это карта Хельсинки и окрестностей, и примерно так выглядит все финское побережье.
В 1918 году получив Независимость финны пожелали прихватить и почти весь бывший Балтийский Флот. находившийся в главной базе , в Гельсингфорсе (Хельсинки) . Но революционные матросы-большевики выступавшие за разоружение и нетвойне, к проблеме флота подошли диалектически , как и положено марксистам-ленинцам, когда говорят и обещают одно, а делают совсем другое. И флот, они, взломав лёд ледоколами увели в Кронштадт. Часть кораблей пришлось вести на буксирах, но увели почти всё, кроме несльких тральщиков и сторожевиков.
Они и составили основу первого финского флота.
Разумеется финские военные уже в в 1921 году составили судостроительную программа, поданную в парламент , Она включала в себя 6 броненосных канонерских лодок, 4 эсминца, 8 эскортных кораблей, 4 подводные лодки, 30 торпедных катеров и один учебный корабль.
Разумеется сейм её отклонил.
- 30 октября 1927 года парламент принял первый финский закон о ВМФ, в проекте были оставлены следующие единицы: 2 броненосца береговой обороны по 3900 тонн, 3 подводные лодки по 500 тонн, 1 подводная лодка в 100 тонн, 4 торпедных катера по 15 тонн, а также парусное учебное судно. Эсминцы и почти все торпедные катера были вычеркнуты. До 1939 года новых построек не планировалось, хотя в 30-е годы все иностранные советники в один голос говорили о том, что Финляндии нужны, по крайней мере, еще один броненосец береговой обороны, 4-6 эсминцев, 6 эскортных кораблей, 6 подводных лодок и 10-16 торпедных катеров. -с
Подобный состав флота , особенно учитывая состояние военного бюджета, вызывает намало вопросов. За исключением полутора десятков торпедных катеров. Катера финскому флоту были бы исключительно полезны тк финны заполучили в наследство от Российской Империи великолепную систему береговой обороны ранее входившую в Крепость Петра Великого - величественный совремнный и мощный военно-морской обронительный район защищавший столицу Империи - Петроград.
В состав береговой финской артиллерии входили батареи насчитывавшие сотни орудий - от 75 мм орудий Канэ, 120мм орудия , 152 мм орудия , 203 мм орудия , 254 мм орудия и даже 305 мм батареи, а также защищённые замаскированые наблюдательно-корректировочные посты,командные пункты,казармы,склады и тд .
120 мм орудие Обуховского завода , на острове Латокка.
120 мм орудие на Аландских островах.
152 мм орудие производства Путиловского завода на острове Исоссарии , округ Хельсинки.
203 мм орудие в Макилуото.
254 мм орудие в округе Хельсинки
двухорудийная башенная ауртустановка 305 мм в форте Макилуото
305 мм орудие в форту Оро.
75мм полевая германская пушка на установке кругового обстрела в форту Йарисева.
75 мм орудие Кане производства Путиловского завода на полуострове Ханко.
Вполне очевидно в систему береговой обороны настолько насыщенную артиллерией былбы смысл включать многочисленные минные заграждения и торпедные катера способные атакововать проходя какбы над минными полями.
В действительности в финский ВМФ торпедные катера были включены только в конце 30х годов и в самом незначительном количестве. Вообще же бОльшая часть дискуссий в финском флоте былп посвящена строительству двух или трёх броненосцев береговой обороны.Дискуссия длилась как бы не с 1924 года, были рассмотрены несколько проектов . В итоге заказали в Швеции знаменитые броненосцы Вянемяйнен и Ильмаринен водоизмещением 3 900 тонн, двумя двухорудийными башенными АУ 254 мм , четырьями двухорудийными универсальынми башенными АУ 105 мм и четырьмя 400 мм автоматическими зенитными орудиями. В 1932 году оба корабля вошли в строй.
.
.
Броненосцы отражали атаки авиации БалтФлота, позже обстреливали советские войска и позиции , сколько нибудь серьёзного урона не причинили. Ильмаринен в 1941 году в походе к Таллину, подорвался на минном заграждении выставленном совесткой подводной лодкой и тут же затонул. Вянемяйнен убегал и приятался от советской авиации, а авиация его безрезультатно ловила.
Эти броненосцы называют финскими линкорами Ямато.
В советском наступлении 1944 года немногочисленный финский флот никак себя не проявил, в отличии от советского очень активно дейстовавшего в многочисленных шхерах лягкими силами - торпедными катерами, бронекатерами и ладожскими тендерами. Если бы советское руководство решило начать боевые действия летом 1940 года и провести ряд наступательных десантных операций финам,по сути , нечего было бы противопоставить.
пр 161
в базе
тендер в грузу, с десантом
тендер порожнем
Основные средства были потрачены на два бесполезных, но впечатляющих броненосца , несколько таких же почти бесполезных в Финском Заливе подводных лодок, 17 современных сторожевых катеров
VMV
VMV
и два лёгких 13 тонн торпедных катеров купленных в Италии в 1922 году .
MAS , в середине - опоры бугельного торпедного аппарата для размещения торпеды.
MAS торпеда в готовности к пуску. Как быстро будет обмерзать на Балтике подобные механизмы? Вопрос риторический.
Каким мог бы быть финский флот сформированный исходя из разумных требований - в второй части поста,тк объём неожиданно оказался великоват и в одну часть всё уместить не удалось.