Относительно финской артиллерии начала Второй Мировой войны у интересующихся событиями, сформировалось мнение , по сути впервые высказанное ИВ Сталиным на совещании начальствуещего состава ЛенВО весной 1940 года - финская армия , армия не современная, артиллерии у неё нет, танков нет, авиации нет, наступать она не может, маневрировать не способна. Сидят фины в своих ДОТах и моляться на свою оброну, как магометане на Аллаха.
В общем то мнение это совершенно верное. Все именно так и было в Зимнюю войну. Но не всегда и не везде.
Были и некоторые неочевидные моменты.
К 1939 году основу финской полевой (дивизионной) артиллерии составляли российские дивизионные 75.2 мм орудия 1902 года, те самые трёхдюймовки. К началу боевых действий в строю было 192 орудия, на 150 км только на Карельском перешейке - это как кот накакал, а ведь ещё были боевые действия и севернее Ладожского озера, в Карелии, и артиллерия была нужна и там тоже. Недостаточность артиллерии финам очень даже аукнется в январе -феврале 1940 года.
76 K/02 на позиции, кстати, прошу обратить внимание на снежный покров полутораметровой глубины (по Сувлорову-Резуну) - его нету , снегу вокруг позиции орудия сантимеров 15-20.
Полковая артиллерия у финнов была какая попало и в основном представлена 8 см миномётами.
Кроме трёхдюймовок финны , спешно, уже во время боевых действий, купили 200 орудий 75 mm Field Gun M1917
.
Это было английское орудие OrdnanceQF 18-pounder под боеприпас французской Materielde 75 mm Modele 1897 выпущенной во время Первой Мировой огромными тиражами. Американцы произвели около тысячи орудий, и после Первой Мировой войны активно их распродавали.
Например, канадцы модернизировали орудие установив его на колёса от грузовика и внеся некоторые другие изменения.
.
У экономных и неторопливых финнов артиллерию по прежнему буксировали лощадки.
.
Оперативная подвижность батарей на гужой тяге была очевидно никакая.
Итак 200 орудий 75 K/17 "Betlehem" были куплены в США, но в Финляндию они пришли уже после окончания боевых действий. Деньги были потрачены идеально бестолково, политики как всегда экономили до последнего на военном бюджете за что отдуваться пришлось бойцам на фронте.
Кроме этого Финляндия так же бестолково в 1940 году купила полсотни французских пушек 75 mm Modele 1897
.
Кроме того домовитые финны прикупили ещё с полсотни всяких разных полевых дивизионных орудий - шведских из аргентинского заказа, норвежских германского производства, английских, под оргинальные боеприпасы не подходящие ни к американским ни к французским пушкам.
Прочти все эти орудия на войну естественно не успели. Повторю, деньги были потрачены бестолково.
Предположим у финнских политиков случилось бы чудесное просветление в мозгах году в 1938, сразу после Мюнхена. И они купили бы в США три сотни орудий , модернизировали их установив на колёса от грузовиков и выделили из бюджета средства на производство трёх-четырёх сотен грузовиков Sisu для буксировки орудий и снабжения войск.
C 1932 года в Финляндии производились грузовики Sisu "S-321"
.
Грузоподёмностью 1.5 - 2 тонны с финским двигателем Олимпия мощностью 65 лс., на его основе вполне можно было изготовить грузовик 6х4, и в цепях уверено передвигаться и по зимним дрогам и в распутицу, буксируя орудия весом 1200-1300 кг и доставляя военные грузы.
Кроме того производился грузовой автомобиль трёхтонка"S-322" с шведским двигателем Volvo 90 л с
.
Вполне возможно было также создать трёхтонные грузовые автомобили 6х4 для решения задач обеспечения войск.
В реале в Финляндии до 1941 года произвели всего две сотни грузовиков 4х2, и этого конечно было совершенно недостаточно для обеспечения армии.
Кроме того было бы разумно приобрести в США бульдозеры Caterpillar D2
/
Caterpillar D2 Crawler 4.1 Litre 4-Cyl Diesel - небольшой тяговитый и многофункциональный гусеничный трактор пригодный и для обслуживания дорог и для строительства техже самых укреплений, но финские политики предпочли и на этом сэкономить, влупив средства в в том числе и в трёхэтажные ДОТы практически лишённые средств артподдержки и ведения контрбатарейной борьбы на финской обронительнйо линии на Карельском перешейке.
Однако так было не на всей линии, на северном фланге Линии Манергема всё было с точностью до наоборот.