Mar 05, 2017 01:14
Давно хотел сказать: мало что меня так бесит, как разговоры про совецкий энтузиазм.
Только давайте сразу успокоимся. Был энтузиазм, был. Самый настоящий. И даже во все совецкие эпохи был.
Вопрос, сами понимаете, в масштабах. Патамушта обычно так говорят про этот самый энтузиазм, как будто его изобрели большевики, и нигде окромя благословенной социалистической территории этот энтузиазм не наблюдался в природе никогда.
А что такое энтузиазм? Это стимул. Стимул, заставляющий человека въебывать. Без стимулов человек обычно въебывать отказывается в массовом порядке. У некоторых шило в жопе, да, а большинству дай возможность - будет хуйней страдать. Дело житейское.
(Въебывать в данном случае означает некое рабочее сверх-усилие - совсем не обязательно физическое. Въебывал крепостной в страдную пору. Въебывал ученый, мечтая осчастливить человечество. Или заработать кучу бабла на патентах. Въебывал Стаханов. Въебывает предприниматель, создавая новый бизнес. И так далее.)
А стимулы бывают а) позитивные и негативные и б) материальные и концептуальные. Концептуальные - в том смысле, что у тебя в уме есть некая концепция, побуждающая тебя въебывать.
(На самом-то деле, если углубиться, то все стимулы концептуальные. Патамушта материальный - это как? Ты ж не жрешь эти деньги. Нет, у тебя в уме есть концепция «если не въебывать, сдохнешь с голоду» (негативный вариант), или «если въебывать, то купишь айпад» (позитивный вариант). Но это в сторону)
Так вот, совецкий энтузиазм - всего лишь вариант древнейшей концепции «труда на общее благо». Есть масса других вариантов этой концепции, более или менее похожих (всякая мерзость в виде, допустим, корпоративной этики - из того же ряда).
История учит нас тому, что лучше всего заставляют людей въебывать различные комбинации материальных и концептуальных, позитивных и негативных стимулов. Давайте посмотрим, как с этим обстояло дело в разные совецкие эпохи.
В эпоху военного коммунизма всё строилось преимущественно на стимулах негативных (прямое принуждение и угроза голодной смерти). По официальной версии, присутствовал и позитивный концептуальный стимул - тот самый энтузиазм. Но чо-то он как-то, видимо, был еще не очень, патамушта пришлось объявить НЭП. То есть включить позитивный материальный стимул («обогащайтесь!»), презренный и позорный. Из негативных в тот момент остался фактически один материальный - с голоду сдохнуть по-прежнему было проще простого.
По официальной версии, параллельно нарастал позитивный концептуальный стимул, то бишь энтузиазм. И дорос в итоге до того, что НЭП стал вовсе не нужен. Хорошо, не нужен так не нужен. Обойдемся без презренного стимула, долой его. И что же, так дальше на голом энтузиазме и поскакали? Ну как сказать.
Товарищ Сталин, как я уже говорил ранее, был не дурак. И про энтузиазм понимал побольше многих умников. И про стимулы тоже. И он стимулировать был мастер. Крестьян к земле прикрепил - раз. Обеспечил себя некоторым количеством бесплатной гулаговской рабсилы - два (причем рабсилы в диапазоне от землекопа до физика-теоретика). Беспощадную борьбу с вредительством повел - три.
(А что такое борьба с вредительством, кстати? Это на самом деле не охота на ведьм, не прихоть параноика, как многие полагают, а отчаянная попытка хоть как-то улучшить трудовую дисциплину. Которая у нас и так традиционно всегда была хуевая, а уж после революции и гражданской вообще понятно что делалось. Вон, читал как-то предвоенные отчеты - в каждом десятом авиационном двигателе посторонние предметы - ветошь, мусор. Можно сказать, что вредительство. Можно - что распиздяйство. А на самом-то деле - неважно, что именно, если бороться ты с этим тебе нечем, кроме угрозы ареста)
А еще товарищ Сталин не забывал и про презренный материальный стимул в его положительной ипостаси. В разумных, конечно пределах - всякие там артели, кооперативы, приусадебные хозяйства.
А потом товарищ Сталин умер.
И большинство негативных стимулов отключили - некоторые сразу, некоторые позже. Отключили негативный материальный - от голода уже умереть было нереально (зато параллельно ввели уголовную ответственность за тунеядство). Отключили прямое принуждение. И поехали, согласно официальной версии, на оооооочень умеренном позитивном стимуле. И на ооооооочень большом энтузиазме.
И на этом энтузиазме приехали в так называемый застой. По поводу которого, как известно, существуют две официальные версии. Первая, тогдашняя, гласила, что энтузиазм не ослабевает и даже крепнет с каждым годом. Планы перевыполняются, горизонты светлы и коммунизм неизбежен. Согласно второй, позднейшей версии, коммунизм, разумеется, по-прежнему неизбежен, но вот с производительностью труда у нас, дорогие товарищи, какой-то пиздец. Иными словами, чото народ совсем расслабился и въебывать не хочет.
Тут уже каждый сам выбирает, какая из версий ему ближе. Мне - вторая. Патамушта, во-первых, кто я такой, чтобы не верить Коммунистической Партии и историческим словам, сказанным на XXVII съезде КПСС:
«Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на
экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство
дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно
снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели
эффективности».
А во-вторых - ну даже из собственной совецкой кинопродукции тех лет (мое любимое производственное кино или документалистика), не говоря уже о свидетельствах очевидцев и участников видно, что реально мало кому было охота въебывать.
Ну дальше там началась перестройка, а СССР кончился, дальше мы не пойдем. Итак, давайте подведем итоги.
Как только отключили почти все негативные стимулы (закон о тунеядцах не заставлял въебывать, он заставлял числиться на работе - две большие разницы), остались фактически два позитивных стимула - ооооооочень умеренный материальный и… Да-да, тот самый энтузиазм. И чото как-то не очень эти два стимула в совокупности стимулировали.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в позднем СССР масштабы энтузиазма и роль его в стимуляции производительных сил общества были, мягко говоря, не впечатляющими.
По поводу предыдущих эпох уже сложнее сделать выводы, не впадая в спекуляцию. Можно считать, что раньше энтузиазм был ого-го, а потом как-то сморщился (патамушта утратили верность ленинским заветам, например). Мне вот как-то ближе версия, что он и раньше-то был не особо, а действовали такие негативные стимулы, что не дай бох там оказаться. Но. В любом случае, хоть сколько-то объективно оценить масштабы энтузиазма прошлых лет и степень его влияния на производительность труда мы вряд ли можем.
Я это всё к чему. Я это всё к тому, что заебала меня фраза «зато энтузиазм был» и разнообразные ее вариации. Что значит «зато»? Энтузиазм - это какая-то сверх-ценность штоле? Прекрасная сама по себе? Совецкий энтузиазм, товарищи, был всего лишь одним из инструментов, заставлявших людей въебывать. Инструмент, скажем прямо, не самый лучший. И уж во всяком случае, далеко не единственный и не самый необходимый. По крайней мере, товарищ Сталин так считал. Спросили бы его, от чего он готов отказаться - от энтузиазма или от гулага - что бы он вам ответил, как думаете?
Так что никаких «зато». Да, был энтузиазм. И было много чего еще. Продразверстка. Трудовые армии. НЭП. Гулаг. Шарашки. Сертификаты на автомобиль для строителей БАМа. Много чего было. И если вам говорят: посмотри вокруг, всё совецкое наследие построено на чистом энтузиазме - это наглый пиздеж. Некоторая часть наследия построена людьми, работавшими за пайку. Большая часть построена людьми, работавшими за зарплату. И некоторая часть - да, построена на чистом энтузиазме. Насколько эта последняя часть велика - можно спорить, но не нужно выдавать часть за целое.
На этом у меня всё.