Начался процесс "апсуизации" коренного грузинского (мегрельского) населения Абхазии с советской оккупации Грузии, а наибольший размах приобрел вначале в 30-е годы, точнее в середине 30-х, а затем следующей волной - в 50-е, сразу после прихода к власти Хрущева. Искусственный процесс выведения "титульной" нации манкуртов шел в нескольких плоскостях - продвижение не руководящие должности, с одной стороны, пришлых элементов с чисто адыгскими, северокавказскими корнями, а с другой, ввиду малочисленности первых, массовое переписывание в "абхазы" (точнее, как тогда выражались "абхазцы") наиболее социально активных представителей коренного мегрельского населения. Кого просто покупали перспективой карьерного роста и прочими благами, кого, пользуясь повальной в те времена малограмотностью, попросту одурачивали. Мой покойный отец рассказывал, как в период примерно 1932-1936 его - способного и видного собой парня, комсомольца, грамотного с туевой хучей всяких БГТО и "Ворошиловских стрелков" постоянно вызывали на беседу в Сухуми (то нарком образования, то еще кто-нибудь) и чуть ли не в приказном порядке "рекомендовали" сменить запись в графе "национальность". И тут же предлагали пряник - немедленное направление в Москву, Ленинград во всякие институты красной профессуры и т.п. , иначе говоря безбедную сытую жизнь в голодное и страшноватое (особенно для крестьян) время. И многие, рассказывал, отец, ломались. Тем более, что вышестоящие товарищи представляли дело как простую формальность - дескать, останешься тем, кто ты есть, просто будешь как бы считаться "нацкадром". Уже тогда, суки, готовили почву для будущих этночисток.. Уж больно Абхазия им пригляделась для своих дачек...
Мой покойный отец рассказывал, как в период примерно 1932-1936 его - способного и видного собой парня, комсомольца, грамотного с туевой хучей всяких БГТО и "Ворошиловских стрелков" постоянно вызывали на беседу в Сухуми (то нарком образования, то еще кто-нибудь) и чуть ли не в приказном порядке "рекомендовали" сменить запись в графе "национальность". И тут же предлагали пряник - немедленное направление в Москву, Ленинград во всякие институты красной профессуры и т.п. , иначе говоря безбедную сытую жизнь в голодное и страшноватое (особенно для крестьян) время. И многие, рассказывал, отец, ломались. Тем более, что вышестоящие товарищи представляли дело как простую формальность - дескать, останешься тем, кто ты есть, просто будешь как бы считаться "нацкадром".
Уже тогда, суки, готовили почву для будущих этночисток.. Уж больно Абхазия им пригляделась для своих дачек...
Reply
Leave a comment