Народности - тараны. Часть 1. К вопросу о происхождении апсуа

Jun 24, 2010 10:35




До странного большое количество людей, интересующихся абхазской проблематикой, совершенно не представляет себе происхождение народности, нередко называемой абхазы (также известны как апсуа). А происхождение у этой народности весьма любопытное. Я решил коротко его описать.

Для многих может оказаться неожиданным, что собственно термин "абхаз" как житель Абхазии в Грузии существует очень давно. Вероятно столько же времени, сколько и сам термин Абхазия. Те, кого на протяжении многих веков грузины называли абхазами, заметно отличаются от нынешних, хотя отчасти с ними связаны (см. ниже). Так вот, термин абхаз имел для грузина такое же значение, как термин имеретинец, пшав или месх. То есть грузин из соответствующего региона. В данном случае речь шла о западных грузинах (мегрелах) проживавших в Абхазии, которая, строго говоря, является исторической частью Самегрело (так же как и некоторые другие территории, на одной из которых планируется проведение Олимпийских игр). Данный факт породил весьма любопытный пародокс, нередко используемый сторонниками абхазской "независимости" - по данным периписей населения, проведённых русской администрацией в конце 19 века в Абхазии лишь крайне незначительная часть населения называла себя грузинами. Большинство же считала себя абхазами из чего делается вывод, что грузины понаехали туда в более поздние периоды. Оставив в стороне абсурдность подобных трактовок с чисто исторической точки зрения, отмечу, что на тот период коренное мегрельское население (известное также как самурзаканцы) совершенно справедливо считало себя абхазами.

Впрочем, позднее и до настоящего времени данный термин стали применять лишь в отношении людей, считающих или выдающих себя за потомков адыго-черкесских жителей данного региона (самоназвание апсуа). Количество подобных "абхазов" по-видимому никогда не превышало 25% населения Абхазии, тем не менее они были выбраны советской властью в качестве титульной нации в пределах данной автономии. Цели и последствия подобных действий общеизвестны.

Так откуда же взялись эти "неоабхазы"? На мой взгляд, можно выделить два основных источника их формирования. Первый это мигрировавшие в этот регион с западной части Северного Кавказа адыги. Их миграция была особенно выраженной в период окупации Абхазии турками, способствовавшими заселению данной территории единоверцами действительными или потенциальными, которому сопутствовало вытеснение адыгов с их коренных земель русскими (преимущественно в 18 веке). После оккупации Грузии Россией в начале 19 века подавляющее большинство мусульман как грузинского, так и адыгского происхождения, проживавших в тот период в Абхазии, было выселено в Турцию. Некоторое количество адыгов было срочно обращено в православие грузинскими священниками, что позволило этим апсуа остаться в Абхазии. Отмечу, что сам по себе подобный способ сохранить материальные блага путём отказа от своих убеждений не безупречен с моральной точки зрения. Иными словами, можно преполагать, что оставшиеся адыги не были лучшей частью своего общества, основывавшегося, кстати говоря, на достаточно жёстких моральных нормах.

Впрочем, даже беглый взгляд на современных апсуа указывает на то, что адыгский этнический элемент не может быть единственным, принявшим активное участие в их формировании. Так, подавляющее большинство "абхазов" не говорит на "родном" языке (об особенностях этого языка здесь писать не вижу смысла, они хорошо известны). Более того, многие, если не большинство из них имеют грузинские (мегрельские) фамилии. Причём совершенно идентичные таковым у живущих рядом грузин. Это отличает данную ситуацию от имеющей место в России, где адыги носят фамилии с русскими окончаниями, но совсем не русскими корнями. То есть значительная часть "абхазов" отличается от живущих рядом грузин только самоидентификацией (по сути - графой национальности в советском паспорте). Общеизвестны истории, по сути своей совершенно Кафкианской природы, когда члены одной семьи с одной фамилией оказывались по разные стороны фронта в ходе так называемого грузино-абхазского конфликта (в действительности - российского вторжения в Абхазию). Всё это указывает на то, что на каком-то этапе в число "неоабхазов" влилось значительное количество прежних абхазов, мегрельских жителей региона.

Относительно того когда и как это произошло мнения расходятся. Мне представляется наиболее верной следующая версия. Известно, что в довоенном СССР паспортов не было вообще, а в сельской местности они стали появляться лишь к 50-м. Также известно, что советская власть в Абхазии всячески способствовала продвижению "абхазов" как титульной народности в различных сферах. Для этого существовали специальные механизмы, вроде национальных квот. В общем, при получении паспорта грузины имели возможность облегчить себе жизнь, записавшись абхазами. И, судя по всему, многие именно так и поступили. Не самый красивый поступок, хотя и ничего криминального.

Подведём итоги. Итак, основными источниками формирования современных "абхазов" стали отказавшиеся от своей веры "апсуа" и отказавшиеся от своих корней грузины. Подобная группа с размытыми ценностными ориентирами очень удобна для любого рода манипуляций, что собственно с ними и происходит. Так что нам не стоит удивляться тому, что эти люди совершили и продолжают совершать в течение последних 25 лет. В общем, "абхазы" представляют собой классический пример "народности-тарана".

Продолжение следует.

Апхазети, Грузия

Previous post Next post
Up