13 августа 2014 г. мы с заведующим кафедрой истории Беларуси ВГУ имени П.М. Машерова А.Н. Дуловым продолжили сплав по «белорусской» Двине
в рамках проекта «Двина Сапунова», чтобы увидеть, как изменилась река со времён издания известным витебским краеведом и историком А.П. Сапуновым книги «Река Западная Двина» (1893 г.). На этот раз в планах было прохождение участка от древнего Суража до села Курино, расположенного между Суражем и Рубой. На первом автобусе ранним утром направились из Витебска в нужном направлении. Погода по сравнению с первым сплавом не могла не радовать: день обещал быть тёплым и солнечным. А главное - никакого дождя!
Стоит отметить, что наш первый пункт назначения является очень интересным местечком Витебщины. Поселение на месте городского посёлка существовало ещё в период активного использования древнего торгового пути «из варяг в греки» (X - середина XIII вв.), так как именно в Сураже в Двину впадает Каспля, которая берёт начало неподалёку от Смоленска. В районе Гнёздово эта речка соединялась посредством волока с Днепром. О том, что она действительно использовалась в международной торговле, свидетельствуют многочисленные скандинавские находки у Смоленска и клады того периода, найденные вдоль реки. Кроме того, Сураж известен своим деревянным замком, построенным во время Ливонской войны. К сожалению, многие свидетельства «седой старины» не сохранились до наших дней. Но замковая гора, расположенная у впадения Каспли в Двину впечатляет до сих пор. Кто не верит, может обратиться к видео известного витебского блогера
Павла Климёнка «Сураж. Суражский замок».
Есть у Суража и иные достопримечательности, включая еврейское кладбище и многочисленные мемориальные места периода Великой Отечественной войны. Не даром рядом с городком в 1942 г. находились известные Суражские ворота и действовали партизаны Батьки Миная. Кроме того, местной достопримечательностью можно считать и паром на Двине. Он соединяет два берега реки и активно используется местными жителями и транзитным транспортом (тем более, что ближайшие мосты - в Рубе и Велиже). Каждые полчаса паром отправляется от одного из берегов. Сейчас уже паром новый. Но в 2014 году его в движение приводил установленный на платформе трактор.
Старый паром в Сураже
Старый паром
Прибыв в Сураж мы сразу отправились к парому. Именно отсюда и собирались стартовать. Накачав «плавсредство», отчалили от левого берега. Раннее утро на реке в Сураже запомнилось большим количеством рыбаков и многочисленными деревянными конструкциями в реке, точное назначение которых так и осталось для нас загадкой. Больше таких нигде не встречали.
Сураж. Двина
на запад от Суража. Двина
Деревянные конструкции на реке
Сразу за посёлком Двина немного преобразилась: рыбаков не стало, их заменили утки, аисты и цапли. Природа действительно впечатляла. Красота неописуемая! Но мы приближались к первому объекту. А.П. Сапунов в своей книге упоминает «каменную забору и остров Немкиня в 2 верстах ниже Суража». Здесь нас ждал первый сюрприз. На указанном расстоянии ничего похожего и в помине не было. Да, посередине Двины был небольшой островок с отмелью и отдельными валунами, но это при крайне низкой воде. Как показал предыдущий сплав, на такие объекты Сапунов внимания чаще всего не обращал. Неужели с годами исчезла не только забора, но и остров? Это так и осталось загадкой. Но в данном случае природное и антропогенное воздействие не стоит исключать.
Здесь должна быть Немкиня
Удобный камушек
Ниже по левому берегу на повороте реки вновь показались Суражские геологические обнажения. С противоположной стороны расположился красивый песчаный пляж, бывший ранее, скорее всего, отмелью. Но жаркое лето 2014 г. сделало из неё сушу.
Согласно А.П. Сапунову на расстоянии в полверсты от Немкини разместился омут у камня Оселок. Если мы правильно локализовали Немкиню, то и этот объект можно сейчас увидеть по правому берегу. Примерно на таком расстоянии от упомянутого небольшого островка и валунов нас ждал более серьёзный остров у самого берега, вокруг которого скопилось множество валунов. Некоторые из них весьма внушительные. Может, один из них и есть Оселок? Больше всего, на то, что это и есть указанное Сапуновым место, указывало наличие резкого углубления и ямы - омута. Он располагался сразу у острова и хорошо читался на освещённой солнцем реке.
Отплыв от острова, мы вскоре вышли на небольшой участок реки с быстрым течением. Причём именно здесь Двина была особенно быстрой по сравнению со всем расположенным выше до российской границы участком реки. Можно даже говорить о небольшом пороге на реке. Крупные валуны располагались по обоим берегам. Местами они выглядывали из-под воды и даже образовывали каменные отмели. Вообще, при солнечном освещении река завораживала. Но больше всего впечатлила стайка весьма крупных окуней, пронёсшихся перед лодкой по мелководью.
Участок Двины с отмелями и быстряком перед Островскими по низкой воде. Спутник Bing.
После быстрого участка реки течение немного утихло. Зато прямой участок сменился резким поворотом. Здесь река откланяется на север, но затем вновь возвращается к прежнему направлению. По левому берегу при низкой воде, как и было летом 2014 г., можно увидеть большую каменную отмель. Множество валунов образуют очередное двинское поле камней длиной в несколько сотен метров. На берегу хорошо читаются фрагменты геологических обнажений. Чуть ниже по течению - небольшая каменная отмель уже по правому берегу.
Быстряк
Каменный остров по низкой воде
Быстряк
Поворот перед Островскими
Сразу за поворотом на горизонте показался огромный остров, возвышающийся посередине реки. По мере приближения всё более читались его очератния. Расположен он посередине реки. На правом берегу Двины напротив острова размещается село с говорящим названием - Островские.
Остров по низкой воде. Спутник Bing.
Левый берег перед островом
"Поле камней"
Остров. Вид с востока.
Перед островом течение вновь усилилось. Вдоль левого берега расположилась обширная отмель, которая по низкой воде превратилась в очередную каменную поляну, тянущуюся на протяжении сотни-второй метров. Хотя если верить спутнику, при среднем уровне воды в этой части реки обычно выглядывает небольшой островок, расположенный у самого берега перед началом основного острова. Что касается характеристики реки, то почти вся вода уходила в правый рукав, по которому проще всего плыть. Пройти через левый рукав по низкой воде даже на резиновой лодке было проблематично. Небольшие быстрые протоки в начале разрывались завалом камней и утонувших брёвен, только преодолев эту преграду, можно продолжить плавание по левому рукаву. Но течения здесь почти нет и глубина незначительная.
Камни у левой протоки
Левая протока фото с острова
Левая протока
Левая протока
Остров и правая протока (фото с востока)
Северный берег острова
У верхней части (если смотреть по реке) мы сделали привал. Решили перекусить, но это оказалось сделать очень проблемно. Удивительным образом, как только появлялось что-то съедобное в руках, тут же будто из ниоткуда возникали осы. На протяжении всего дня пришлось долго отбиваться от этой напасти. Для некоторых из представителей противоположной стороны это закончилось фатально, они пошли на корм голавлям. У нас же обошлось, к счастью, даже без санитарных потерь.
Западная оконечность острова
Остров (фото с запада)
Но вернёмся к острову. Он имеет вытянутую форму: длина около 470 метров, ширина в самом широком месте превышает 100 метров. Сам остров покрыт растительностью (в том числе древними липами, берёзами, ивами и даже дикой смородиной). Есть на нём и свободные от деревьев места. С левой стороны острова, по свидетельству местных жителей, есть камень-валун с отверстием посередине, но об этой достопримечательности мы узнали после плаванья.
Река в этом месте существенно меняла направление. Если до этого она текла в северо-западном направлении, то здесь вначале поворачивала в западном направлении, а затем постепенно отклонялась на юго-запад. Именно в этом направлении Западная Двина течёт от Островских до Лужесно.
Двина ниже Островских. Отмели
После острова ниже по течению нас ждал низкий берег по правой стороне реки, заросший осокой и местами разбавленный валунами. Сразу за ним Двина сильно изменилась. Она стала очень широкой (местами явно достигала 200 метров). При этом практически исчезли ранее многочисленные разнокалиберные валуны, дно стало исключительно песчаным, берега низкими, на отдельных участках появились небольшие песчаные острова-отмели, всего на несколько сантиметров возвышающиеся над уровнем воды. А.П. Сапунов упоминает этот участок как «мель Хатольскую» (в 1,5 версты выше села Хатоли).
Хатольские мели. по низкой воде. Спутник Bing/
Местами река стала совсем мелкой, приходилось плыть, цепляясь вёслами за песчаное дно. В конце концов, это стало вообще невыносимо. Но главный сюрприз нас ждал ниже, когда посередине Двины мы банально сели на мель. Я даже думать не мог, что посередине Двины на резиновой лодке (с её минимальной посадкой) можно оказаться в такой ситуации. Оказалось, можно. Лодка села хорошо и основательно. Пришлось пойти дальше по Двине. Причём, в прямом смысле. Воды было меньше десяти сантиметров, но ноги вязли в песке, поэтому на фотографиях не в полной мере можно почувствовать весь парадокс ситуации и реальную глубину.
Хатольская мель
Хатольская мель
Хатольская мель
Иду по Двине (не в переносном смысле). Середина реки.
Анатолий Николаевич "идёт по воде")
Пройдя метров 50 и увидев, что мель резко заканчивается, мы заняли свои места на «плавсредстве» и двинулись вниз по течению. Впереди по левою сторону виднелась каменная коса, похоже, рукотворного происхождения (создавалась для углубления фарватера течением реки). Уж очень странно видеть выложенные так складно валуны на участке реки, где их почти нет.
В районе деревни Хатоли показалась каменная отмель посередине реки. А.П. Сапунов также упоминал «камни Хатолькие», хотя «глобальных» камней, на фоне виденных ранее, мы на этом участке реки как раз и не увидели. Далее по Сапунову начинались плёсы Хатольские и Куринские, «тянущіяся верстъ на 10».
Камни Хатольские?
Обмелевший левый берег
Обмелевший левый берег
Очарование Двины
Именно здесь мы столкнулись с препятствием, которого не учли, готовясь к сплаву. Отсутствие осадков в прогнозе погоды было ожидаемо, а вот сильный ветер, который после Островских постоянно усиливался (а из-за изменения направления течения реки стал встречным), оказался неожиданной и серьёзной преградой. Постепенно стало очевидно, что если не грести, то лодку уносило вверх по течению. В таких условиях на нашем «Bark»-е проще было плыть в обратном направлении.
Чуть ниже села Хатоли в книге «Река Западная Двина» упомянут камень Круподёр (в 12 верстахъ ниже Суража у д. Круподёры). Ничего похожего на действительно крупный валун мы на этом обмелевшем участке реки не увидели. Зато по левой стороне из воды выглядывала большая растянувшаяся более чем на километр песчаная отмель, превратившаяся в большой пляж и место для отдыха для людей и кабанов (следы именно этих двух видов отчётливо читались на песке). Воспользовавшись наличием удобного отрезка для продвижения по берегу и устав сражаться со встречным ветром, мы выбрались на песок и на протяжении почти километра несли лодку на руках, оставляя и свои следы на берегу.
Но удобный для продвижения босиком берег закончился, и опять пришлось садиться в лодку и грести. Проще всего плыть было вдоль берега, так как там волна ниже и не так относит назад. Но и это отнимало много сил. Казалось, что таких высоких волн на Двине раньше видеть не приходилось. Хотя, возможно, просто не обращал внимания. В сложившихся условиях пришлось принимать решение и останавливать сплав раньше запланированного. Перебравшись к правому берегу, догребли до близлежащей деревни, через которую в ближнесрочной перспективе должен был проследовать автобус на Витебск. Это было Будислово. Высушив лодку, направились в поисках остановки. Очередной переход по Двине А.П. Сапунова был завершён.