Из «Могилевскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей», 1902 г., №№12-13, 14, часть неофициальная. Стр. 176-182, 193-202.
МАТЕРIАЛЫ ДЛЯ ИСТОРIИ ЦЕРКВЕЙ МОГИЛЕВСКОЙ ЕПАРХIИ КОНЦА XVIII-го И НАЧАЛА XIX-го СТОЛѢТIЙ (окончание)
Бѣдныя сельскія церкви.
Вслѣдствіе указовъ и опредѣленія преосвященнаго Анастасія, 5 марта 1798 г. изъ консисторіи даны были циркулярные указы о присылкѣ свѣдѣній, какія церкви, найпаче обращенныя изъ уніи, находятся въ бѣдственномъ состояніи и отъ какихъ причинъ? во исполненіе этого предписанія скитковской церкви іерей Iовъ Бардовскій отъ 17 марта 1798 г. рапортовалъ гомельскому духовному правленію[21]: «Церковь Скитская Рождественская, изъ уніи обращенная 1795 года августа въ 29 день, находится во всекрайнѣйше бѣдственномъ состояніи, такъ что другой и не предвидится противъ ея скуднѣйшей церкви во всемъ вѣдомствѣ сего правленія, а съ каковыхъ точно причинъ, въ подробности изъясняю слѣдующимъ. Изъ самаго того времени, когда сія Скитковская церковь, по бывшему на православіе гоненію, насильно вмѣстѣ съ прихожанами совращена въ унію, хотя опредѣляющіе къ ней (по одному только) ксензы базыліане и прилагали о прибыли церковной свое стараніе, да и получали притомъ отъ знатныхъ особъ немалое въ церковный доходъ подаяніе, но какъ таковое собираемое подаяніе, да и получаемая отъ прихожанъ въ церковную-жъ прибыль денежная сумма вся до остатка употребляема была самими ими ксензами не на церковное, какъ подлежало, украшеніе, а на собственную ихъ надобность и на излишніе сверхъ того, при ежечастой одинъ другого перемѣнѣ, и задерживаемые расходы. Чему всему явнымъ доказательствомъ самое послѣдовавшее сей церкви Скитковской изъ уніи обращеніе. Ибо когда часть ея прихожанъ, въ томъ числѣ и наслѣдники самихъ фундатарей сея-жъ церкви дворяне Климовичи, предвидѣвъ ихъ базыліанъ столь великое церкви опущеніе и нерадѣніе, напротивъ же того въ нашихъ церквахъ, въ разсужденіи украшенія иконостасами, да и по протчему лучшій гораздо во всемъ порядокъ, то затѣмъ болѣе объявили желаніе свое еще въ прошломъ 1793 году, до опубликованія Высочайшаго рескрипта[22], присоединиться грековосточной православной вѣрѣ, охотились усердно видѣть и у себя такъ, какъ и въ протчихъ благочестивыхъ церквахъ, благолѣпіе и даже сами часто изъѣзжавъ въ городъ Могилевъ и о посвященіи сей Скитковской, предками ихъ сооруженной, церкви по прежнему во благочестіе неотступно просили первіе покойнаго преосвященнаго Архіепископа Георгія, а послѣ и бывшаго по немъ преосвященнаго Аөанасія. Но онѣ ксензы базыліанѣ, не будучи и вышеписанными церковными доходами, на себя употребляемыми, довольными, подъ самый почти конецъ начавшаго о сей церкви дѣла, изъѣхавшій въ Скитокъ именующійся старшимъ ксензомъ Iосифъ Осмоловскій съ помощію другого здесь въ Скитку подъ то время находившагось ксенза Голубицкаго, позабиралъ и послѣдные изъ сея Скитковскія церкви, какіе только ни были въ ней, разные вещи, яко-то: сосуды серебренные и вызолоченые, ризы, книги и даже изъ иконъ поздиралъ, гдѣ только одѣты были, серебренные жъ коронки и привески; а напослѣдокъ со всѣмъ тѣмъ, къ тому же и съ набытымъ въ Скитку чрезъ все годы движимымъ имуществомъ, по непрепятствованію такого церкви грабительства чинить отъ земской полиціи, выѣхалъ изъ Скитка свободно. Протчая же вся къ церквѣ принадлежность, т.е. девять дворовъ крестьянъ, въ коихъ по ревизіи двадцать двѣ души мужеска пола въ написаніи состоитъ, такъ-же и съ остальнымъ всѣмъ движимымъ и недвижимымъ имѣніемъ, для соблюденія впредъ до повелѣнія цѣлости, взято Бѣлицкимъ нижнимъ земскимъ судомъ подъ законныя мѣры, которые и по сію пору наблюдаются къ явному въ доходахъ церковныхъ ущербу, не ментше же и разстройству присоединившихся изъ уніи вышеизобженныхъ дворянъ Климовичовъ. О чемъ самомъ и напредъ сего, какъ главной командѣ, такъ и сему духовному правленію, отъ меня и отъ прихожанъ неоднократно на письмѣ представляемо было. Итакъ нынѣ отъ всѣхъ вышеизъясненныхъ причинъ въ часто поминаемой Скитковской церкви, пришедшей уже въ обветшаніе, продолжается и самое священнослуженіе на заимствованіи какъ сосудовъ, одѣянія священническаго, книгъ, такъ и прочаго къ служенію нужнаго, отъ Гомельской Соборной Преображенской церкви».
Гомельское правленіе въ свою очередь рапортовало консисторіи: «Изъ числа недавно обращенныхъ изъ уніи церквей находятся въ бѣдственномъ состояніи, найпаче недостаткомъ ризъ и сосудовъ церковныхъ, Головинская и Халчанская, по причинѣ забранныхъ до присоединенія еще тѣхъ церквей унитскими настоятелями чашъ, ризъ, книгх и прочаго украшенія. О Скитковской же церкви отъ настоятеля оной въ особенности репортъ при семъ на благоразсмотрѣніе представляется. Чеботовицкая церковь-жъ и недостаткомъ ризъ и книгъ и ветхостію такъ бѣдственна, что съ трудностью и священнодѣйствіе продолжать въ ней можно; близъ же ея хотя новая церковь отстройкою до окончанія приведена, но иконостасъ еще не написанъ. А изъ обращенныхъ давнѣйшими годами церквей Даниловицкая, Чернянская и Сѣровская, по причинѣ скудости приходовъ малыхъ положеній, бѣдны всѣмъ. Вылевская церковь ветха и не устроена и одѣяніемъ скудна по причинѣ разныхъ владѣльцовъ и нестаранію прихожанъ. А Старосельская, видъ амбара представляющая и мало что нужное изъ вещей имѣющая, по причинѣ недостатка лѣса и нерачительства какъ прихожанъ, такъ и самыхъ владѣльцевъ».
Подобные рапорты представлены были и изъ другихъ мѣстъ. Пятая часть (75) бѣлорусской епархіи бѣдствовала. Епархіальное начальство старалось улучшить состояніе этихъ церквей, но за неимѣніемъ нужныхъ средствъ мало успѣвало[23].
14 августа 1798 года консисторія представила преосвященному Анастасію свѣдѣнія о способахъ содержанія церквей бѣлорусской епархіи. 168 церквей имѣли указную дачу земли[24], сверхъ указнаго положенія имѣли земли 65 церквей, изъ нихъ семь владѣли нѣсколькими душами крестьянъ, меньше указной пропорціи земли было при 70 церквахъ, 31 церковь состояла на денежной и хлѣбной ругѣ, при 18 церквахъ отмежеванныхъ земель не имѣлось: причтъ жилъ доходами. Земля обработывалась самимъ духовенствомъ. По земельнымъ дѣламъ велись многочисленные процессы съ помѣщиками и крестьянами[25].
М. Чечерскъ.
Указъ св. синода могилевскому епископу Георгію, отъ 4 апрѣля 1778 года: «Сего 1778 года марта 27 дня Св. Правит. Синоду г-нъ генералъ-фельдмаршалъ, Бѣлорусскій генералъ-губернаторъ и кавалеръ, графъЗахаръ Григорьевичъ Чернышевъ доношеніемъ представилъ, что въ мѣстечкѣ его Чечерскѣ всемилостивѣйше пожалованного его староства Чечерскаго, состоящаго Могилевской губерніи въ Рогочевскомъ уѣздѣ, не имѣется для отправленія службы Божіей и исправленія нужныхъ по закону требъ благочестивой церкви, ниже гдѣ-либо по близости онаго, которой необходимо быть тамъ нужно, сколько для его иногда въ томъ мѣстечкѣ пребыванія, столько и для живущихъ всегда въ ономъ многихъ православныя нашея вѣры крѣпостныхъ его и другого званія людей. На построеніе которой хотя просилъ онъ г-нъ ген.-фельдмаршалъ у Вашего Преосвященства, но не будучи въ Вашей власти то учинить безъ соизволенія Св. Синода, по силѣ имянного 1722 г. іюня 13 дня указа, позволить ему о томъ принести Св. Синоду отъ себя прошеніе, и для того просилъ дать дозволеніе о построеніи ему въ помянутомъ мѣстечкѣ вновь каменной церкви во имя св. апостола и евангелиста Iоанна Богослова. Касательно-жъ до содержанія при оной одного священника съ прочимъ церковнымъ причтомъ опредѣляетъ онъ всѣмъ имъ получать ежегодно по сто рублей и по пятидесяти четвертей хлѣба, и сею ругою не только онъ самъ графъ Чернышевъ по вѣкъ свой ихъ довольствовать станетъ, но и послѣ его оную его наслѣдники налагаемымъ на нихъ долгомъ учиненнаго имъ и ВЫСОЧАЙШЕ конфирмованнаго учрежденія о наслѣдованіи его имѣнія производить имъ всегда будутъ. Св. синодъ дозволилъ постройку церкви въ Чечерскѣ[26].
Первымъ священникомъ въ Чечерскѣ былъ Герасимъ Алексѣевичъ Курганскій - личность выдающаяся. Отъ 2 февраля 1798 года о. Герасимъ сообщалъ о себѣ начальству слѣдующее: «Родился въ Польской Украйнѣ (въ 1747 г.) отъ родителей благочестивыхъ. Отецъ мой Алексѣй Ивановъ сынъ всегда защищался породою шляхетскою. Съ малолѣтства обучался въ кіевской Академіи по риторику, потомъ продолжалъ ученіе черезъ три года въ прусскомъ Кенигсбергѣ[27]. 1775 г. рукоположенъ во священника Троицкой Шкловской церкви, въ помощь тестю моему господину протоіерею Стефану Захоржевскому. 1776 г. опредѣленъ за половиннаго настоятеля мѣстечка Горокъ къ церкви Успенія Божіей Матери, а 1778 г. м. Чечерска къ домовой Его Сіятельства господина генералъ-фельдмаршала Захара Григорьевича Чернышева церкви Казанской Божіей Матери»[28]. Въ 1781 г. о. Курганскій возведенъ былъ въ санъ протоіерея и назначенъ благочиннымъ и присутствующимъ въ чечерскомъ духовномъ заказѣ. По отзыву начальства, о. Герасимъ заказомъ управлялъ добропорядочно и по учености своей могъ съ похвалою сказывать проповѣди[29]. Стараніемъ о. Курганскаго, по благословенію блаженной памяти архіепископа Георгія, въ Чечерскѣ учреждена была школа для дѣтей духовенства вѣдомства чечерскаго протопопа. На основаніи указа отъ 10 августа 1784 года за № 537 священноцерковнослужители обязаны были представлять въ эту школу своихъ дѣтей отъ пяти до десяти лѣтъ. Дѣти здѣсь обучаемы были гражданскому и церковному чтенію, также первымъ началамъ россійской грамматики, священной исторіи, катихизису и ариөметикѣ. Бѣдные школьники снабдѣваемы были книгами, бумагою и другими потребностями. По окончаніи чечерской школы мальчики поступали въ могилевскую семинарію для обученія высшимъ наукамъ. Въ Чечерскѣ, кромѣ дѣтей, обучались и взрослые, церковники. Нѣкоторые изъ нихъ не только церковному уставу и простому пѣнію, - чего отъ нихъ долгъ требуетъ, - не изучены были, но и въ чтеніи и писаніи неискусны. Таковыхъ малограмотныхъ церковниковъ, особливо холостыхъ и не имѣвшихъ грамотъ, о. Курганскій въ зимнее время бралъ въ свою школу для обученія надлежащему по церковнымъ книгамъ чтенію и церковному порядку и простому нотному пѣнію, чтобъ были сами искусными и исправными дьячками. Школа доставляла о. Герасиму много хлопотъ[30].
Немало огорченій пришлось ему отъ вдовы фельдмаршала, графини Анны Родіоновны Чернышевой[31]. Это была самовластная помѣщица, желавшая въ своихъ владѣніяхъ жить по своимъ законамъ[32]. О. Курганскій имѣлъ мужество удержаться въ Чечерскѣ не смотря на то, что графиня неоднократно требовала его перевода[33]. Въ 1806 г. о. Герасимъ награжденъ былъ скуфьей, а въ 1809 г. назначенъ смотрителемъ чечерскаго прихадскаго училища[34].
25 марта 1799 года скончался священникъ Чечерской Николаевской церкви Кириллъ Бекаревичъ. Приходъ до времени порученъ былъ священнику чечерской Преображенской церкви Григорію Бекаревичу. Вдова Дарья Ивановна Бекаревичъ просила преосвященнагоАнастасія опредѣлить на мѣсто покойнаго мужа зятя, съ 1785 по іюль 1793 г. обучавшагося въ Могилевской семинаріи по риторику, который обучался чрезъ два года; съ 1795 года онъ былъ учителемъ въ чечерской школѣ, а съ 1797 года сверхъ того и дьячкомъ Николаевской церкви. просьба вдовы не была удовлетворена[35]. Съ согласія прихожанъ и управляющаго графини А.Р. Чернышевой, въ обезпеченіе сиротъ, священникомъ Николаевской церкви назначенъ былъ сынъ покойнаго, регистраторъ Григорій Кирилловичъ Бекаревичъ. 12 апрѣля 1800 года преосвященный Анастасій предписалъ: «Ставленника Григорія Бекаревича, яко оказавшагося крайнѣ неумѣющаго знать церковный уставъ и чтеніе книжное, равно оказавшагося въ лѣностномъ хожденіи къ церковнымъ службамъ такъ-же въ самовольной отлучкѣ изъ города Могилева, а сверхъ того замѣченнаго и въ пьянственно бродящемъ глумленіи, - въ штрафъ, отправить при указѣ къ Чечерскому протоіерею (Курганскому) въ строгое смотреніе при своей его отца Протопопа (Рождество-Богородицкой) церкви въ надежду лучшаго его во всемъ исправленія». Бекаревичъ испросилъ у владыки разрѣшенія остаться въ Могилевѣ. Искусъ назначенъ былъ въ Братскомъ монастырѣ[36].
Выдринка - Любань
Въ 1782 году генералъ-маіоръ Гриневъ между деревнями своими Любанью и Выдринской выстроилъ новую деревянную церковь во имя св. Тройцы. По одержаніи оныхъ деревень въ свое владѣніе, предводитель дворянства рогачевскаго повѣта Волкъ просилъ Архіепископа Георгія освятить старую уніатскую церковь, или паче часовню, въ селѣ Любани. 6 Декабря 1788 года это было исполнено. Въ 1792 г., по просьбѣ г. Волка, освящена была и новая Свято-Троицкая церковь. Богослуженіе совершалось поперемѣнно: то въ старой, то въ новой церкви. Священникъ Максимъ Жудро сначала жилъ въ Выдринкѣ и служилъ въ Троицкой церкви, но потомъ переѣхалъ въ Любань. Въ Выдринкѣ, кромѣ мельника и шинкаря, жилыхъ домовъ не было. Троицкая церковь стояла въ 3-4 верстахъ отъ Любани. Рапортомъ отъ 2 августа 1798 года чечерскій протопопъ, Герасимъ Курганскій, представилъ по начальству: Любанскую церковь, какъ ветхую, уничтожить, а Выдринскую перевезть въ Любань. По докладу консисторіи преосвященный Анастасій 18 октября 1798 года утвердилъ мнѣніе о. Курганскаго. Но госпожа Крукова (дочъ Гринева), у которой Волкъ купилъ деревни, выразила желаніе, чтобы Троицкая церковь навсегда оставалась въ Выдринкѣ. Поэтому г. Волкъ просилъ владыку не осуществлять плановъ о. Курганскаго. Желаніе его было удовлетворено[37].
Бабиновичи.
6 декабря 1805 г. проѣзжалъ чрезъ Бабиновичи ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ ПАВЛОВИЧЪ. Усмотря бѣдность тамошней церкви, Государь обѣщалъ «явить къ ней и служителямъ ея особенное усердіе свое». По требованію оберъ-гофмаршала , графа Николая Александровича Толстаго, священникомъ Петромъ Стефановичемъ поднесена была Государю о семъ записка, которая удостоена была собственноручнаго принятія Его Величествомъ. Въ запискѣ сообщалось, что бабиновичскій храмъ - одинъ въ городѣ, окруженъ уніатами и римлянами, деревянный, обветшалый, по крайней бѣдности своихъ прихожанъ не можетъ имѣть ни ризницы, ни священныхъ сосудовъ. 4 августа 1806 г. Александръ Павловичъ высочайше указать соизволилъ: «Здѣлать изъ товарной казенной ризницу, а изъ кабинета утварь». Ризница изготовлена была на двухъ священниковъ, діакона и двухъ причетниковъ. Изъ утвари пожалованы были: потиръ, дискосъ, звѣзда, лжица, двѣ тарелочки, два копія, двѣ тарелочки и ковшикъ для теплоты, кадило, Евангеліе, два креста: одинъ на престолъ, другой для водосвятья. 6 октября 1806 г. вещи эти получены были въ Могилевѣ[38].
Платонъ Горючко.
21. О Скиткѣ помѣщена въ № 16 Могил. губ. вѣд. 1902 г. Рапортъ о. Бардовскаго поправляетъ и восполняетъ ее.
22. По синодскому указу отъ 18 мая 1795 года.
23. АМДК., 1798 г. связка №№ 88-92, д. №№ 88 и 90. Бѣдныя церкви закрывались. Іюня 1802 г. преосвященный Анастасій распорядился: «Предлагаю консисторіи предписать духовнымъ правленіямъ и заказамъ, дабы благочинные въ самоскорѣйшимъ времени прислали вѣдомости, какія въ ихъ вѣдомствахъ церкви зданіями ветзія и достатками такъ бѣдныя, что ихъ исправить нѣчимъ, а потому къ какимъ именно сосѣднимъ церквамъ приходы иныхъ распредѣлить удобно: для чего и показать должно въ тѣхъ вѣдомостяхъ разстояніе каждаго селенія отъ тѣхъ церквей; напослѣдокъ, сочини въ консисторіи со оныхъ вѣдомостей, одну, мнѣ представить». АМДК., 1802 г. пр. 3 го д. № 154.
24. Въ межевой инструкціи положена была для церквей слѣдующая пропорція земли, пахотной по 30-ти, да сѣнныхъ покосовъ по 3 десятины.
25. АМДК., 1798 г. связка №№ 88-92, дѣло № 90; 1799 г. св. №№ 93-96, д. № 95.
26. З.Г. Чернышевъ род. въ 1722 г., ум. Въ 1784 г. 2 января 1774 г. утверждено было распоряженіе графа о наслѣдствѣ по немъ. Кромѣ Чечерска, ему пожалованнаго, графъ владѣлъ еще по наслѣдству отъ отца своего, бывшаго деньщика Петра В., селом Еропольцемъ въ волоколамскомъ уѣздѣ. Имѣнія эти были майоратными. Съ кончиною въ 1830 г. супруги З. Г-ча Анны Радіоновны и племянника его Григорія Ивановича майоратъ этотъ достался зятю послѣдняго Ивану Гавриловичу Кругликову, получившему вмѣстѣ съ этимъ фамилію и графскій титулъ Чернышевых. Записки Л.Н. Энгельгардта. Москва. 1867 года. АМДК., синод. указы 1774 г. № 5 отъ 5 февраля и 1778 г. № 6 отъ 4 апрѣля. Церкви св. Iоанна Б. въ Чечерскѣ нѣтъ: вѣроятно измѣнено было посвященіе храма.
27. Въ формулярѣ 1809 г. показано, что о. Курганскій обучался и въ могилевской семинаріи, богословію проходилъ въ Смоленской семин., нѣмецкому и французскому языкамъ учился въ Кенигсбергѣ и литовскомъ городѣ Кайданахъ. Архивъ комиссіи дух. уч. (въ синод. архивѣ), 1809 г. д. № 47.
28. Въ формулярѣ 1809 г. значится, что о. К. 1778 г. переведенъ къ Рождество-Богородицкой церкви м. Чечерска. Тамъ-же.
29. АМДК., св. №№ 3-115, 1797-1798 гг., д. № 22. АСС. 1800 г. д. № 89, л. 139 об.
30. АМДК., 1800 г. пр. 1-го д. № 222; 1802 г. св. №№108-117, д. № 112; 1803 г. пр. 2-го д. № 143.
31. А.Р. Чернышева, дочь генерала Веделя, род. въ 1744 г., ум. 9 іюля 1830 г. Сестра ея Марья Р. была замужемъ за графомъ Петромъ Ивановичемъ Панинымъ.
32. Въ октябрѣ 1793 года графиня предписала своей чечрской канторѣ: «Запрещаю безъ моей воли моихъ людей ни женить, ни выдавать, а при окончаніи года представлять мнѣ списки какъ крестьянъ всѣхъ, такъ дворовыхъ, мѣщанъ и всякаго званія людей показывать: кто первый былъ, кто убылъ, куда, кто прибылъ, когда родился, умеръ, женился, вышла замужъ, когда, за кого, и кто и гдѣ вѣнчалъ? и отъ священниковъ метрическія книги, сверхъ описи. Кто-жъ на комъ желаетъ жениться, тѣмъ сдѣлать вѣдомость со означеніемъ по нумерамъ, подъ какимъ тѣхъ семейства, какъ жениха, такъ и невѣсты, съ объясненіемъ и въ нихъ, на какой долѣ именно хозяина, дабы и въ генеральной вѣдомости, усмотря семейство, могла дозволить или отказать. Нужно и то сказать, у кого въ приходѣ и какого поведенія женихъ и невѣста. Сіе объявить всѣхъ церквей священникамъ и всѣмъ обывателямъ, объясня имъ, что сіе дѣло не для приневоливанія, но для порядка». Чрезъ о. Курганскаго контора истребовала отъ духовенства чечерскаго графства росписи родившихся, бракосочетавшихся и умершихъ въ 1787-1792 гг. АМДК., 1794-1797 гг. св. №№549-1096, д. №550. Въ 1801 г. графиня производила слѣдствіе о поведеніи духовенства. АМДК., 1801 г. пр. 11-го д. № 124.
33. АМДК., 1802 г. пр. 1-го д. №589 Дѣло это богато содержаніемъ: есть много писемъ гр. А.Г. Чернышевой къ архіеп. Анастасію, прот. Курганскому и др. Для выясненія бытовой стороны жизни духовенства и отношенія къ нему помѣщичьей власти дѣло это можетъ дать цѣнные матеріалы.
34. Архивъ комисіи духовн. Училищъ, 1809 г. д. № 47.
35. АМДК., 1799 года связка №№ 252-348, д. № 302.
36. АМДК., 1800 года предмета 1-го д. № 6.
37. АМДК., 1799 года связка №№ 333-402, д. №385.
38. Архивъ канцеляріи оберъ-прокурора св. синода, д. № 3028. АМДК., 1806 г. пр. 3-го дд. №№ 401, 403 и 408.