Любопытна статистика по изданию нот в России. Интересно, что превалируют в ней сборники нот инструментальной музыки. Их издается больше, чем вокальных (сборников песен). По региону рекордсменом является Центральный и Северо-Западный федеральные округа, в которых расположены столичные города Москва и Петербург.
Количество издаваемых нот зарубежных композиторов и авторов статистика не отражает. Как и массу классических произведений. Зато видно сколько издается произведений российского фольклора - доли процента.
Очень много выпускается нот зарубежные авторов из репертуара Майла Джексона, Битлз, АББЫ, Эннио Морриконе, Поля Мориа, Глена Миллера... классика джаза и попмузыки... Список можно продолжать.
Но все ли нормально у самих издателей? Почему именно импорт пользуется повышенным спросом и буквально нарасхват? Чем же они лучше песен из репертуара Пугачевой, Толкуновой, Магомаева, Кобзона, Пьехи, ну и всяких новомодных групп и исполнителей последних лет?
Исследование показало: издательствам все равно что выпускать. Лишь бы авторы несли им свои денежки. Именно так. Хочет молодой композитор (или уже состоявшийся и немолодой) выпустить свои шедевры, а ему говорят прямым текстом, что рады всегда, да бюджета нет, закажите у нас тираж сами. Можете пробовать рапространить его самостоятельно, а можете через издательство, тогда получите 20% от отпускной цены. Такой вот официальный "самиздат".
"Классику жанра", мелодии и песни всех времен и народов вроде "Yesterday" Пола МакКартни руки издателей невольно тянутся самостоятельно выпустить бесчисленное количество раз. Означает ли, что телефон МакКартни либо его агента буквально разрывается от желающих из России заключают с композитором (а скорее всего с зарубежным издателем, владельцем прав на его музыку) очередной договор на публикацию его шедевра? Тогда интересно сколько же обходится такая лицензия?
Обычно наши авторы получают 10% гонорара от отпусной цены сборника. Значит книга стоимостью 60 рублей (в магазинах уже по 150-200 р.), включающая ноты десятков композиторов обойдется в 6 рублей... на ВСЕХ. Да, да, да. Издательства же не в убыток работают. Аранжировка, верстка, печать, хранение и распространение тиражей тоже чего-то стоят. Так что ни каких переговоров с зарубежными авторам и правообладателями российские издатели не ведут. Просто потому что по законам авторского права в России достаточно рукописной бумаги от композитора и автора, что он (они) согласны на выпуск. Каким же хитрым образом издателям удается получают разрешающие бумаги история умалчивает. Главое что расходы издателей в этот случае равны нулю при том, что зарубежных правообладателей в реальности не волнуют особенности бизнеса в России. Так можно объяснить уклон в зарубежную попкультуру, который мы видим.
Издатели не скрывают, что им приходится работать в тяжелых условиях. Периодически сотрясают воздух публикации на эту тему. Только все они не способны решить проблему 95% нелегальных публикаций нотных изданий, выходящих в России. Коммерческий выпуск по немалым расценкам зарубежных правообладателей отечественному бизнесу явно не выгоден, поскольку таит в себе череду проблем окупаемости вложений. Помимо того что нотная литература и без того продается крайне медленно и плохо по всей стране в уцелевших нотных отделах, на ее реализацию влияет не столько обнищание населения, сколько недостатки законодательства и его практического применения. Издатели до сих пор очередь страдают от правовой безграмотности отдельных индивидов, которые создают бесплатные интернет-ресурсы в ущерб легальному бизнесу. В редких случаях речь может идти о реализаторах ворованных электронных версий, которые преследует свои личные выгоды. Слишком накладно гоняться за каждым нарушителем. Одним словом, чтобы выпустить нечто вестребованное в таких условиях издателям приходится либо хитрить, либо искать поддержку в лице спонсоров (жаль, но они на дороге не валяются).
Что же остается нашим современным авторам? Они могут запросто выпустить свое творчество за собственный счет. В любом издательстве им будут только рады. Однако, если следовать логике, непонятно сохранит ли после этого полное право сам автор распоряжаться своим произведением по собственному усмотрению для того, чтобы разрешить единалично копирование своих нот музыкантам либо осуществить их перепечатку в другом издательстве. За рубежом все четко. Там по факту самого выпуска права на текст переходят издателю и только он, а не автор вправе продавать лицензии, предоставлять копии в пользование.
И все-таки как работает в нашей стране связка "автор-издатель" или ее нет вовсе? Сейчас наши авторы имеют право выдать свое разрешение, но часто этим правом не пользуются, не находя поддержки среди наших и иностранных издателей. Получается автор вроде как вне игры. А если он выдает свои разрешения, то он тем самым подводит своего издателя, который может запросто его засудить. Только издатель не делает этого по той же самой причине, как и их зарубежные коллеги.
За 25 лет демократии мало что сближает Россию с соседями по Западной цивилизации. Хорошо ли это или плохо, но это отражается на ее внутренних потребителях, которым не так много и нужно. Хотя б чтобы имелись в продаже нужные ноты.
Количественные показатели выпуска нотных изданий в 2013 году по данным Российской книжной палаты
Выпуск нотных изданий субъектами РФ
Наименование
Число
изданий
Тираж
Всего
565
541320
Дальневосточный федеральный округ
4
3000
Приволжский федеральный округ
50
16956
Северо-Западный федеральный округ
194
125420
Сибирский федеральный округ
16
4100
Уральский федеральный округ
24
3560
Центральный федеральный округ
244
311334
Южный федеральный округ
33
76950
Основные виды нотных изданий
Выпуск в 2013 году
Вид издания
Число
изданий
Тираж
Всего
565
541320
ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
9
5300
ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
169
131117
ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
323
206303
СМЕШАННЫЕ СБОРНИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
3
300
ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКОЙ И СЦЕНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
4
1350
СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ
6
3500
УЧЕБНЫЕ НОТНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИМ И ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. СОЛЬФЕДЖИО И ДИКТАНТЫ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ
51
193450