Время, когда я учился "давить в пол". Лиссабон 2010
Я постоянно говорю ученикам о необходимости самостоятельных занятий и регулярного посещения практик. Ведь если присмотреться на милонге к хорошо танцующим людям, то окажется, что многие из них либо совсем самостоятельно занимаются, либо - завсегдатаи практик. Но так ли все однозначно? Всегда ли самостоятельные занятия полезны?
Увы, как мне кажется, - нет. В определенных обстоятельствах самостоятельные занятия могут быть даже скорее вредны. В каких? По моему опыту, проблемы возникают при исправлении застарелых ошибок. Сначала, под контролем наставника, ученик мучительно нащупывает новый формат движения, но если окончательно на него переключиться не получается, то потом, при самостоятельной работе, старый вариант исполнения часто возвращается и затирает новый. В результате к следующему занятию ученик приходит, откатившись почти на прежние позиции, с мучительным ощущением, что вот «вроде же почти получалось и куда все делось?». И цикл повторяется, напоминая день сурка...
Конечно, даже когда так, то нельзя сказать, что самостоятельные занятия совсем проходят зря. Нет, все равно получается не круг, а спираль, которая куда-то да ведет, но вопрос куда и как долго... И насколько дорого. И что с этим делать? Как разорвать замкнутый круг?
1. Научиться опознавать проблему
Как минимум надо научиться опознавать описанную ситуацию. Ведь если после занятия, вы чувствуете, что вы не только осознали, что от вас хотел наставник, но и можете это повторить, ну или хотя бы понимаете, когда делаете неправильно (а лучше - когда делаете правильно), то конечно надо идти практиковаться. Но вот если новое знание пока не до конца осознано, и, то получается «по-новому», то нет, а грань, за которой будет «как надо» неясна и опыта нахождения ее нет, то лучше оставить проблему в покое и либо побалбесничать до следующего занятия, либо позаниматься чем-то другим. Достаточно будет если вы поразмышляете над проблемой, но преодолевать ее пока будете строго под руководством наставника. Так, скорее всего, получится и проще, и быстрее, и, повторюсь, сильно дешевле.
2. Работать с собственными ощущениями
Надо учиться работать с ощущениями. Наставник, увы, не может передать вам правильное ощущение, а способен лишь показать нужное направление, подтолкнуть и подкорректировать. Научиться же осознанно работать с собой, ориентируясь на ощущения - это задача ученика. Нет, конечно, возможен путь Шаолиня: десять тысяч повторений и там либо вы сдохните, либо что-то у вас получится, но я не сторонник такого подхода. Всё-таки мы немного продвинулись в интеллектуальном развитии по сравнению со средневековыми китайскими крестьянами и грех этим не пользоваться.
3. Не повторять, а перенимать опыт
К занятиям с наставником надо подходить не как к «повторению» за ним, а как к самостоятельной работе, под его присмотром. Даже если у вас получится внешне точно повторить движения наставника, увы, не факт, что этим получится повторить и внутреннее их содержание. Это, например, как ходить на занятия по, допустим, публичным выступлениям с целью скопировать содержание речей и манеру произнесения их преподавателем. Ведь даже достигнув в копировании успеха, вы скорее станете посредственным пародистом, чем хорошим оратором.
Читать окончание на сайте школы
etango.net