«Вишнёвый сад» - завершающая часть трилогии Кончаловского по Чехову. Первым Кончаловский поставил «Дядю Ваню» Эту постановку я, увы, не видел. Затем «Три сестры»,
о которых писал ранее, и вот завершающая часть - «Вишнёвый сад». Кончаловский говорит, что мечтает, чтобы все три пьесы шли подряд. Было бы здорово. С удовольствием пошел бы и посмотрел еще раз, ведь при всей моей нелюбви к режиссеру, обе постановки, что я видел, очень качественные и очень чеховские. Кончаловский, конечно, не был бы собой, если бы не вставил от себя хоть что-нибудь гаденькое, но и это он сделал талантливо, мастерски играя на потаенных струнах зрителя. И это трагедия современной России. Интеллигенция предала свой народ. И тут без разницы, будет ли это Шнур с «лабутенами», или Кончаловский с чеховской классикой, но народ для них - это разной степени забавности (а чаще, противности) зверушки, с которыми они играются развлечения для, но не любят, чем принципиально и отличаются от Чехова. Другое дело, что образованность их похожа на образованность Трофимова и является «блестящей» на фоне Яши или Гаева. Ну, может быть, еще Лопахина, хотя с ним ситуация уже не так очевидна. И это все, а «дальше - тишина». Но вернемся к пьесе.
«Вишнёвый сад», в отличие от «Трех сестер», обошелся без излишнего акцентирования на сексе. Правда, по мнению Кончаловского, Лопахин явно неплатонически влюблен в Раневскую. И она это знает, и все это знают, но тема остается за кадром, и слава богу, никак не разрешается. Хотя, надо признать, такое прочтение выглядит по-своему логичным, объясняя собой коллизию Лопахина с Варей. Ну а гаденький момент - это высказывание про «заграничный хлеб», включенное в подборку цитат из личных писем Чехова автора. В этот раз Кончаловский включил в постановку мультимедийные вставки с «живыми», как это сейчас модно, «автографами». Сделано здорово, и технически, и идейно. Тонко выстраивается параллель между «старым» миром, который умирая отказывается бороться, и самим Чеховым. Он ведь тоже под конец, как мне кажется, прекрасно понимая что с ним происходит, бороться перестал. Письма и пьеса вдруг начинают звучать в унисон, но… Ну как не вставить сюда плевок под ноги «этой» стране? Тем более, что благодаря созданной атмосфере, и тому, как Чехов вскрывает души, «месседж» войдет в сознание зрителя как нож в масло.
Вот какое письмо, а точнее фрагмент, выбрал Кончаловский для «Вишневого сада»? Такое (увы, восстанавливаю по памяти, так как подстава была внезапной и я не успел на нее среагировать):
«Милая Маша, пишу тебе из Берлина … Хлеб здесь изумительный, я объедаюсь им … Кто не бывал за границей, тот не знает, что значит хороший хлеб
И тут дело даже не в том, что в пьесе в таком духе примерно, параллельно с «автографом», высказывается Яша (так что, вообще-то, досталось и Чехову, не только стране). А ведь оригинальное письмо датировано 1904-м годом. Оно от умирающего человека, сидящего уже на героине и морфии, но при этом старающегося подбодрить своих близких. Письмо написано примерно за месяц до смерти и полностью выглядит так:
«6(19) июня 1904 г. Берлин.
Милая Маша, пишу тебе из Берлина, где я живу уже сутки. В Москве после твоего отъезда стало очень холодно, пошел снег, и, вероятно, от этого я простудился, началась у меня ломота в ногах и руках, я не спал ночей, сильно похудел, впрыскивал морфий, принимал тысячи всяких лекарств и с благодарностью вспоминаю только об одном героине, прописанном мне когда-то Альтшуллером. К отъезду я стал все-таки набираться сил, появился аппетит, стал я впрыскивать в себя мышьяк и проч. и проч. и наконец в четверг выехал за границу очень худой, с очень худыми, тощими ногами. Ехал хорошо, приятно. Здесь в Берлине заняли уютный номер в лучшей гостинице, живу я тут с большим удовольствием и давно уже не ел так хорошо, с таким аппетитом, как здесь. Хлеб здесь изумительный, я объедаюсь им, кофе превосходный, про обеды уж и говорить нечего. Кто не бывал за границей, тот не знает, что значит хороший хлеб. Здесь нет порядочного чаю (у нас свой), нет закусок, зато все остальное великолепно, хотя и дешевле, чем у нас. Я уже отъелся и сегодня даже ездил далеко в Тиргартен, хотя было прохладно. Итак, стало быть, скажи мамаше и всем, кому это интересно, что я выздоравливаю, или даже уже выздоровел, ноги уже не болят, поносов нет, начинаю полнеть и уже целый день на ногах, не лежу. Завтра у меня будет здешняя знаменитость - проф. Овальд, специалист по кишечным болезням; ему писал обо мне д-р Таубе.
Вчера пил чудесное пиво.
В Ялте ли Ваня? За два дня до моего отъезда он был у меня в Москве и затем исчез, больше я его не видел. И признаюсь, меня беспокоила всю дорогу мысль о нем, где он и почему вдруг исчез. Напиши мне пожалуйста, в чем дело.
Послезавтра уезжаем в Badenweiler. Адрес пришлю. Напиши, есть ли деньги, когда высылать чек. Берлин мне очень нравится, хотя здесь и прохладно сегодня. Читаю немецкие газеты. Слухи о том, что в здешних газетах очень бранят русских, преувеличены.
Ну, будь здорова и весела, да хранят тебя ангелы небесные. Поклонись мамаше, скажи ей, что теперь все обстоит благополучно. В августе приеду в Ялту. Бабушке, Арсению и Насте тоже поклон. И Варваре Константиновне тоже. Целую тебя.
Твой А. Чехов.
Мы забыли взять с собой халат.
На конверте:
Ялта.
Марии Павловне Чеховой.
Russland. Krim. (Интересно, после такого заявления Чехова запретят? А в Европе? :) )
Ну конечно же «заграничный хлеб» - это самая суть что письма, что «Вишнёвого сада». Хотя, надо признать, плевок в талантливых руках Кончаловского - работает. Не уверен, правда, что так, как тому хотелось бы режиссеру, но работает. Как пощечина. По времени вставка с «хлебом» была ближе к финалу и поэтому, когда Раневская отправлялась в Париж, то не увидеть, насколько же они с Кончаловским похожи - невозможно. Вот, в принципе, нутряно похожи, так, что это ощущается на уровне подсознания. Но ведь не только с Раневской, ведь еще и с Яшей. Он тоже был любителем заграничного хлеба. Ну а Чехов… Чехов грустно улыбался с фотографий. Любовь Кончаловского натягивать одеяло на себя, автора пьесы из-под удара вывела. Вообще, так все в «Вишневом саде» узнаваемо. Век прошел, а злободневности пьеса не потеряла ни грамма, а вроде как даже только приобрела.
Играли хорошо. Все. И Домогаров тоже. Хотя конечно, благодаря ему, образы Гаева и Вершинина у меня слились воедино.
У кого будет возможность сходить, рекомендую. Сам бы теперь хотел попасть на первую часть, на «Дядю Ваню», ну и на чеховский день, если он таки будет.
Дополнительные материалы:
1. Канал Культура:
Театр Моссовета представляет «Вишневый сад» в постановке Кончаловского2. Канал Мир:
Андрей Кончаловский: в «Вишневом саде» мне ближе всех автор3. Канал Культура:
Кончаловский поставил ВИШНЕВЫЙ САД на сцене Театра им Моссовета ТК Культура 05.03.20164. Афиша Моссовета.
Рецензии совершенно ужасны, но уж что есть