Пахнет рыбой и лимоном,
И духами парижанки,
Что под зонтиком зеленым
И несет креветок в банке;
А за кучею навоза
Два косматых старика
Режут хлеб… Сальватор Роза
Их провидел сквозь века.
Н.Гумилев
(
начало)
Общие впечатления от города вроде бы типично южно-итальянские: шумный, грязный и немного дезорганизованный. Но это первый слой, за которым скрывается что-то тревожное и непонятное. С одной стороны, местные рассказали, что в городе выросло поколение детей, не окончивших даже школы. А зачем? Работы, требующей образования, все равно нет и не будет. Да и вообще, гуляешь по городу, а ощущения, что будущего здесь в принципе нет, только прошлое:
Хотя, с другой стороны, на могиле Вергилия было сразу несколько школьных классов с экскурсиями. А с третьей, ни один из знакомых европейцев моего восторга по поводу могилы Вергилия не разделил. Такое чувство, что они просто не знали кто это и почему это круто.
Район центрального вокзала Неаполя напомнил рынки из 90-х. И если в Сицилии почти не было мигрантов, то тут их можно увидеть на каждом шагу. И от этих людей веяло опасностью, как от стаи бродячих псов.
Опять же местные рассказали о прелестях активно внедряемой инклюзивной системы образования. Как много на нее уходит денег, как быстро она приводит к деградации основного образования, и как выпускники вузов вынуждены переучиваться на инклюзивных педагогов, чтобы потом хоть как-то зарабатывать. Но опять же, о будущем мало кто думает, большинство живет в “сейчас”, которое пока все еще достаточно комфортно:
Но тучи, на мой взгляд, сгущаются. Тревога так и витает в городе. Потаенная и пугающая как предчувствие зубной боли, когда хочется, в первую очередь, себя убедить, что показалось, а вообще все нормально и не надо “нагнетать”:
Ведь чуть выглянет солнышко. Воскресный парк, дети играют: “Ну что за глупости?” - сам себе начинаешь говорить:
Стоят же в Неаполе замки века:
И даже тысячелетия:
Столько всего уже повидали: и извержения вулканов, и землетрясения с эпидемиями, войны, налеты “союзников”... Все было, и ничего же, стоит Неаполь, уже скоро три тысячи лет, и дальше будет стоять. Опять же яхты, миллионеры:
Да молодежь, что пригревшись на солнышке, обжимается на набережной:
И все равно, город оставил после себя какое-то особенно тревожное чувство. Так бывает, когда видишь первые признаки того, что кто-то из твоих знакомых начинает спиваться. И вроде бы все еще хорошо, но уже и в пластике, и в глазах читается нечто неясное, но нехорошее. И ты вроде и сделать ничего не можешь, да, по большому счету, и не должен, но все равно тревожно и грустно наблюдать за чужим “сползанием”. Человек же хороший, жалко. Так вот и с Неаполем. Хороший ведь город, живой, древний. Такие вот странные впечатления.