Умберто Эко. Рабочий конспект (4. Как писать текст 4.1-4.4)

May 29, 2014 11:54

4. Как писать текст

4.1 Общие рекомендации

Практические советы по технике написания текста хорошо разбираются у Зинсера в его книге “ Как писать хорошо”. Их можно взять за основу. Ну и несколько дополнительных рекомендаций от Умберто Эко:
1. В черновой вариант пишите все, что приходит в голову, с тем, чтобы в следующих редакциях удалить все лишнее. Цель работы - доказать гипотезу, заявленную в предисловии, а не демонстрировать, что вы знаете все обо всем на свете;
2. Найдите себе критиков, которые будут знакомиться с вашим текстом по ходу работы. И вовсе не обязательно, чтобы они были специалистами, особенно когда вы пишите для широкой публики. Но и критик-специалист был бы очень полезен. Прислушивайтесь к их замечаниям, но не считайте их истиной в последней инстанции. Вы пишите свою работу и должны отстаивать свое мнение;
3. Не зацикливайтесь на том, чтобы писать с начала. Ориентируйтесь на содержание и пишите те части, которые пишутся в данный момент, или те, для которых достаточно материала. Пока вы придерживаетесь плана порядок работы над частями не принципиален;
4. Вводите определения всех используемых терминов при их первом появлении в тексте. Не можете дать определения термина - не употребляйте его. Если речь об одном из главных терминов вашей работы, а вы не можете дать ему определение, то вам не стоит писать на эту тему. Вы к ней не готовы.

4.2 К кому вы обращаетесь

Перед тем, как начать писать, надо определиться с тем, кому адресован ваш текст. Специалисту? Учащемуся? Обычному неподготовленному человеку? Ответ на этот вопрос определит форму изложения, используемую терминологию и логику обоснования. Существует ошибочное мнение, что писать текст для неподготовленного читателя проще, чем для специалиста. Как правило ситуация ровно обратная. В любом случае, в тексте должна объясняться вся используемая терминология, за вычетом самых базовых и устоявшихся понятий. Отдельно надо обратить внимание, на то, как пояснены все специальные термины, являющиеся ключевыми.
Не надо изначально считать, что подготовка читателя равна вашей. Если вы пишете о чем-то не общеизвестном, то обязательно давайте об этом справки, хотя бы краткие. Вашему читателю должно быть понятно и комфортно вас читать. А то, насколько грамотно вы обращаетесь с терминологией, показывает насколько вы “в теме”.

4.3 Интонация

Решив к кому адресуетесь, найдите верную интонацию. Это очень деликатное дело. Тут нет универсальных правил, но есть несколько общих рекомендаций:

1. Не стройте из себя Льва Толстого или Карла Маркса. Не надо писать длинными сложными предложениями. Не стремитесь поразить изысканностью стиля или развлечь остроумием. Ваша задача - не блеснуть литературным талантом, а понятно и убедительно изложить свои мысли. Поэтому старайтесь, чтобы текст был простым и понятным. Пусть предложения будут короче, а абзацев будет больше;
2. Не употребляйте восклицаний и многоточий, не поясняйте юмор. В серьезной работе это все неуместно;
3. Больше пользуйтесь функциональным стилем изложения, и осторожнее применяйте фигуральный. Функциональный стиль называет все предметы общепринятыми названиям, сводя к минимуму возможные разночтения. Например, «скорый поезд Москва-Ленинград» - это функциональное название поезда, а «Красная стрела» будет фигуральным названием, возможно, того же поезда. Использовать допускается оба, но предпочтительнее функциональный;
4. Не объясняйте общеизвестные вещи, если потом не намерены объяснять специальные. Поясняться должно то, что реально необходимо. И для каждого своего пояснения вы должны быть в состоянии обоснованно ответить почему оно необходимо.

4.4 Цитирование

Цитирование - важный и часто встречающийся инструмент. Необходимо уметь правильно им пользоваться. Цитаты бывают двух типов. Первый, когда цитируются источники, которым затем дается интерпретация. И второй, при котором источники цитируются в поддержку или для иллюстрации высказанного суждения.
Десять правил корректного цитирования:

1. Отрывки, предназначенные для интерпретации, должны быть не слишком коротки и не слишком длинны;
2. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или дополняют высказанное вами мнение;
3. Предполагается, что вы солидарны с тем, что цитируете, за исключением случаев, когда перед цитатой или после нее помещена ваша полемическая оговорка;
4. При любом цитировании должно быть ясно, кто автор фразы и на какой источник ссылается текст. Ссылка должна быть оформлена корректно:
а) посредством цифры и сноски (особенно если автор цитируется в первый раз);
б) посредством указания источника в скобках (фамилия автора и год публикации, подробнее см. в пункте 4.5);
в) посредством простого указания в скобках страницы оригинала, в случае, если вся глава или вся работа посвящены разбору какого-то исходного текста;
5. Цитаты из первостепенных источников, как правило, делаются по академическим изданиям, или же по самым уважаемым;
6. Если вы изучаете иностранный текст, цитаты из первоисточника делайте на языке оригинала. Это стопроцентное правило для художественных произведений. К таким цитатам можно добавлять и перевод, в скобках или в примечаниях. Исключения из этого правила (только перевод) должны быть специально мотивированы.
7. Цитата - парафраз - плагиат. Конспектируя источники, вы пересказали определенные мысли авторов (создали парафраз), а также привели в кавычках дословные выписки из источников. Плагиатом будет использование фрагмента источника без обозначения его как цитаты. Поэтому, при конспектировании источника обязательно помечайте что есть цитата, а что - парафраз. Если вы используете не закавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат, пусть и непреднамеренный;
8. Когда цитата не превышает объемом двух или трех строчек, ее можно вставить прямо внутрь в абзаца, ограничив кавычками. Если же цитата занимает больше места, ее выделяют специальным образом, который, как правило, визуально отличается от остального текста.
9. Цитаты должны быть абсолютно точны. Во-первых, слова должны приводиться в той же форме, в которой стоят в источнике. Во-вторых, нельзя выкидывать кусочки текста, никак этого не обозначив. Читателя следует оповещать о купюре. На месте опущенных слов надо ставить многоточие, на месте опущенных предложений - многоточие в угловых скобках. В-третьих, не искажайте текст своим вмешательством. Любые комментарии, пояснения, уточнения должны стоять в прямых или угловых скобках.
10. Цитата - почти свидетельское показание. Заботьтесь, чтобы у вас были свидетели защиты, чтобы вы знали, где их найти, и чтобы они внушали доверие. Всякая отсылка должна быть четкой, достоверной и проверяемой.

( к оглавлению)

Книги, Юнатам, Конспекты

Previous post Next post
Up