Творческая интеллигенция, не перестает удивлять своей незамутненностью. Вот ей ничего не надо делать, чтоб вызывать к себе нелюбовь. Дайте ей лишь говорить все, что она думает и результаты будут налицо довольно скоро. И в том ее счастье, что узок круг, среди коего может она свое содержимое расплескивать, но ничего, мы постараемся расширить.
А раз уже в связи с кончиной Германа (среднего), общество вдруг вспомнило, кто это такой, так расширения кругозора для напомню еще и что он при жизни думал о разном, о чем рассказывал:
О матери и ужасах репрессий:
"Ты говоришь: как же так, вы родились в страшные времена, и росли в страшные времена, и большую часть жизни провели в страшные времена, а в качестве рая представляете себе свое детство. Ты спрашиваешь: как это соединяется? Ты спрашиваешь, если вы так ненавидите все советское, откуда в ваших фильмах про все советское это вещество счастья? Но я не могу ответить тебе на твой вопрос, потому что я его не знаю. Видишь ли, я был изготовлен в 1937-м году. Поскольку всех вокруг сажали, а многих еще и расстреливали, моя мама принимала героические усилия, чтобы от меня избавиться. Пила какую-то дрянь, принимала ванну из кипятка, прыгала со шкафа. Эти милые подробности начала жизненного пути кое-что про меня объясняют, не так ли? "
http://seance.ru/blog/rukopisi-goriat-eshe-kak О стране:
"Политических арестов не видел, видел, как брали начальника почты, он вышел в пальто, наброшенном на майку, стояла машина, трещала фарами… Однажды наткнулся на зэков: они сидели за кучами угля на корточках, вокруг охрана, собаки… Проносились поезда в Финляндию со страшным грохотом… Ужасная, голодная, вшивая страна."
"Но даже когда я понял весь ужас этой страны, что же мне, понимаешь, было делать? Ведь другой у меня не было."
http://seance.ru/blog/rukopisi-goriat-eshe-kak О народе:
"Клянусь тебе, мы со Светланой каждый раз хотели сделать картину, интересную народу. И сейчас хотим сделать такую картину. Другое дело, что каждый раз ошибались. Мне каждый раз казалось: то, что интересно мне, будет интересно им. А оказалось: то, что интересно мне, - совсем им не интересно. А им интересно другое - например, совсем нехудо сделанный фильм «Место встречи изменить нельзя».
http://seance.ru/blog/rukopisi-goriat-eshe-kak И тупом быдле в погонах:
"Я приводил этот пример, когда подводники ушли с пьесы Штока про подводников? В Полярном, где я жил в детстве с мамой и папой, поставили хорошую пьесу про подводников. Поставил Плучек. И вот идёт спектакль, и вдруг матросы с грохотом встают и уходят. Мой отец тогда догнал своего друга и спросил его: «Валя, что такое, как вам не стыдно?» А тот ему ответил: «А пошли вы все на хер. Я пришёл из похода, я лежал на дне, задыхался, меня бомбили. Я пришёл, блядь, культурно отдохнуть. С девушкой… А вы мне показываете, как я лежу на дне и задыхаюсь?!» Валя предельно толково выразил народные чаяния относительно искусства и его роли в жизни народа и общества. Сейчас Валя адмирал."
http://seance.ru/blog/rukopisi-goriat-eshe-kak О фашизме, и о том чем "приезжие" лучше "местных", и как ненавидят "хачиков" за то, что "молдаване" много работают
"Мы потихоньку фашизеем. Сегодня почти любая выпивка кончается разговорами о "черных". Вот и мое патриархальное Репино все ощетинилось на Кавказ. Разговор только на эту тему и идет: "хачики" скупили это, "хачики" скупили то. Рестораны - их, рынки - их, стройплощадки - их. А суть ненависти в том, что все эти бесчисленные молдаване, украинцы, азербайджанцы, армяне умеют и хотят работать... Местные же хотят ходить пьяными, праздными, за что и получать деньги."
http://www.stm.ru/archive/14/ О знании страны, в которой живет, и о которой как бы снимает кино. Ну и куда без Сталина?:
"Потом мы узнали, что все разворовано. Вернулись к исходной точке. Теперь убивают демократов одного за другим. И все прекрасно знают, что никто никогда не арестует виновных. Крайне правые - теперь они левые - возвращаются во власть. Могли ли мы себе представить, что сегодня в России пятнадцать процентов населения будут симпатизировать Сталину! Гитлер тоже истреблял другие народы, но Сталин-то - свой, собственный. Как это можно забыть?"
http://www.stm.ru/archive/14/ О том как можно осуждать фашизм, становясь расистом:
"Национализм захлестывает Россию, и самое печальное, что сегодня зачинщиком этого дела является интеллигенция (по профессиональной принадлежности). Интеллигенты, миленькие мои, давайте поймем, что мы делаемся расистами. В том числе и благодаря кино. Какой образ русского человека слеплен сегодняшним отечественным кинематографом? Убийца, жулик, мафиози, бандит, о котором на всякий случай отзываются уважительно. Иначе могут и навестить."
http://www.stm.ru/archive/14/ О том как все смешалось: я-ты-мы-они:
"А чтоб я над простым российским человеком заплакал... - так ведь нет этого! Не любите вы его, презираете. Да и денег за такое платят меньше. А между прочим, фашизм в Германии начался не на улице, а в Академии художеств…"
http://www.stm.ru/archive/14/ О гимне и людоеде:
"Я его не исполняю, на заседания больших начальников, где он будет звучать, не хожу. Я, правда, написал президенту письмо, что не может быть у России такого гимна. Он не ответил. Имеет право. Но ведь когда-нибудь может случиться, что я должен буду встать. Встану под музыку, которую заказал кремлевский людоед. Самый обыкновенный людоед. И должен буду стоять, а в голове невольно будут возникать строчки гимна, которые я знаю с детства, - не нынешние сглаженные, а слова о великих убийцах. И я буду ощущать, как на меня смотрят миллионы погубленных людей с Колымы, Инты, Соловков. И что мне с этим делать? Как мне с этим жить? А главное, зачем?"
http://www.stm.ru/archive/14/ О Сталине:
"Сталин - наиболее яркий, последовательный и жестокий правитель рабовладельческого государства, не разрушенного до сих пор. Поэтому незабвенный Иосиф Виссарионович живет в каждом из нас. Страна поделена на два лагеря - на тех, кто сидел за решеткой, и тех, кто сажал. Самое поразительное, что отец народов благополучно уживается и в одних, и в других. Даже в самых ярых антисталинистах, считающих Кобу Джугашвили сатаной. Мы с женой принадлежим именно к этой породе людей."
http://www.stm.ru/archive/14/ Об отце:
"Возвращаясь к отцу, скажу: он долго обожал Сталина, уверял, что в жизни не встречал более обаятельного, остроумного человека. И вдруг после войны возненавидел вождя. Батя у меня был натурой страстной, эмоциям отдаваться умел: если уж ненавидел, то от души. Когда 5 марта объявили о смерти Сталина, я зашел в родительскую спальню и сообщил новость. Никогда прежде не видел абсолютно голого отца. Он бегал по квартире и приговаривал: "Сдох! Сдох! Сдох! Хуже не будет, хуже не будет!" Сцена произвела впечатление."
http://www.stm.ru/archive/14/ О друзьях семьи и нравах творческой элиты:
"Я, конечно, не состоял в комсомоле, но все-таки маленьким мальчиком писал проникновенные челобитные дорогому товарищу Сталину, просил не обижать папу. Слава Богу, не отправлял эти послания. Неизвестно, чем бы все закончилось. У нас ведь была знакомая семья, где сын подслушал разговор родителей, ляпнувших лишнее, и стал их шантажировать, требуя купить игрушечный паровоз. Мой папа предлагал повыдергивать паршивцу ноги из задницы, выпороть, как сидорову козу, но родители маленького стукача проявили гуманизм, за что и поплатились. Гаденыш настрочил-таки донос на маму с папой, тех «замели», а потом и самого пацана отправили в приют для детей врагов народа…"
http://www.stm.ru/archive/14/ О зависти и гимне:
"Нормальный капиталистический способ производства. Может, где-то еще и остался социалистический. У тех, кто снимает на бешеные государственные деньги. Никита Михалков, например. Конечно, папа гимн написал... Нет, ну вот скажи, почему я должен ночью слушать, утром, а иногда и днем гимн Советского Союза?!"
http://www.stm.ru/archive/14/ О знании истории:
"Вспомнив про гимн, Герман меняет тему. Беседуем о Сталине. Рассказывает, как ему днем позвонили из одной петербургской газеты, спросили, как он относится к идее создания памятника Сталину и Черчиллю. Герман начинает перечислять мне имена, звания людей, войсковые части и соединения, которые погубил тиран. Потом сражения, проигранные лично Верховным главнокомандующим и его приближенным, генералом Жуковым…
- И представь теперь, что все эти миллионы остались бы живы? Скорей всего никакой войны просто бы не было. Или бы мы их сразу погнали. Да и вообще большинство сегодняшних неприятностей - его, Сталина, рук дело. Чечня, Прибалтика... Возраставшая в свое время роль КПСС - куда уж дальше было возрастать! Коллективизация, Дантов ад, озвученный голосом Левитана…"
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview1.html О тысячелетней рабской природе русского народа:
"Я - о главном. Тысячу лет Россия была страной рабов. Даже если вспомнить реформу 1861-го, отменившую крепостное право, дух рабства в народе был так велик, что крестьяне бунтовали, когда половине деревни давали вольную. Так-то за них помещик отвечал, хоть какое-то житье-бытье было, главное - стабильное, а тут иди куда хочешь… "
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview1.html О поглуплении народа:
"- Пока самого хренового - резкого поглупления народа. Телевидение, содравшее идеи западных шоу, показывающее что-то запредельное, сериалы тошнотворные, макулатура на развалах. Что говорить… Как будто сбросили нам в тыл десант американской культуры. Я всегда считал, что русские чуть-чуть интеллектуальнее других, чуть-чуть… Сегодня мои коллеги снимают по не самым лучшим американским лекалам. И вообще много всякой ерунды было снято, чудовищных фильмов."
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview1.html Вся правда о русских скинхедах:
"- У меня даже не боль, а опасение на грани страха: как бы к нам за демократией тихо, в тапочках, не пришел фашизм. Вот ловят скинхеда с битой или ножом, и мгновенно, как в кукольном театре, выныривает прокурор в виде адвоката: «Только не думайте, что это национализм! Тут коммерческая разборка!»"
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О пропитанной "ненавистью этой стране":
"Эта пропитанная ненавистью страна была всегда. В Узбекистане, где я снимал кино, азиаты и русские терпеть не могли друг друга. Русские узбеков называли «звери», а Рашидов был «царь зверей». Помню, в правительственной гостинице, построенной иностранцами в Ташкенте, в сортире было биде, трогательно забитое виноградом. Обслуга считала, что «это» - для мытья фруктов. А русские смеялись, думая, что узбеки этого не замечают… Какие-то мы неумелые: вот у мусульман за рубежом за наркотики - смертная казнь. А у нас…"
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О том, почему чеченцы лучше русских:
"Этот зэк рассказал мне историю из жизни зоны. Однажды кто-то из блатных зарезал чеченца. А вокруг болота, не уйдешь. Так вот, чеченцы, отбывшие срок и живущие уже на поселении, сделали приспособление и попрыгали в зону через колючую проволоку. И порезали многих - да и остались, как вы понимаете, в зоне очень надолго. При всей любви к русскому народу - русские бы не попрыгали…"
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О том, как надо устроить власть:
"- Нам у власти нужна жесткая женщина - как Елизавета и Екатерина. Как раз с бабой-то будет и лучше. А с мужиками нам не везет. При том же Петре каждый третий россиянин погиб или умер… Но мы и сами хороши. Ахматова спросила: «Что будет, если половина населения, что сажала, встретится с другой половиной, которая сидела?» "
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О не очень понятно чем, но то, что "русские - народ так себе", автор спорить не будет:
"Я не спорю, что русские - народ так себе. Но все-таки я лучше народа не видел. Хотя в семье не без урода: в моем фильме будет мертвая свинья с людскими глазами. Ничего страшнее я не видел!"
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О том, что и немцы так себе, дурачки...
"- Самое поразительное, что дурачки-немцы тоже во что-то верили, плакали и умирали. А сейчас я читаю воспоминания о Геринге и Мюллере - верх цинизма! Все фюреры начиная с Гитлера - сплошное ворье. Они даже антисемитами не были - подстава такая. Когда Герингу сказали, что его заместитель генерал - еврей, он заорал: «Я сам решаю, кто у меня здесь еврей, а кто нет! Пошли вон!» Так этот генерал и командовал «люфтваффе»… Слава богу, мой герой в финале фашизм зарубил."
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О том, что лично автор не нарывает, бо он - художник
"- Капут тогда будет всем. И вам тоже. В лучшем случае маршировать с ранцем пойдете… А я лично не нарываюсь, я - художник."
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview3.html О житии богемного ребенка:
" - Сын знаменитого писателя, кругом богема - вы были ребенком явно не коммунальным, не дворовым...
- И да, и нет. Конечно, среда друзей моего отца отличалась от дворового окружения. Но вот с ребятами-полубандитами я довольно быстро сошелся. Я ухаживал за девочкой, у которой уже был мальчик. Так вот этот мальчик "держал" весь Невский проспект. Естественно, он запретил мне с ней встречаться. И мы дрались так, что после драки меня прислонили к двери моей квартиры, поскольку стоять я не мог. Но девочка ушла ко мне, с ней мы еще дружили года полтора. А потом я и с компанией ее бывшего ухажера подружился. И папа говорил, что у меня очень вежливые друзья и у них очень хорошие лица. "
http://www.gramotey.com/?open_file=1269040338 О том как и зачем выбирать религию:
" - У меня была верующая мама. Я по матери - еврей, но и мама, и бабушка, и дядья, весь род был православным. Я крестился давно, в советское время, и, естественно, полутайно. И сына мы крестили со Светланой, увезя его в глушь, за сотни километров, крестили, когда был выходной у церковного старосты. Я долго выбирал для себя религию, конфессию. Выбрал православие, хотя до того колебался: тяготел к протестантизму. Я был знаком с замечательным женевским пастором. Кстати, именно благодаря ему я увидел кино, которого у нас не было. Он показал мне "Один день Ивана Денисовича" Солженицына на видео. Все в этом фильме было сделано очень тщательно, Ивана Денисовича играл артист, похожий на Солженицына. Мы досмотрели до момента, когда он попадает в медпункт, где люди одеты как повара во время Каннского фестиваля. Там сидели зеки с градусниками во рту. И тут я понял, что сейчас помру от смеха. Так вот, о пасторе. Мне казалось, что протестантизм мне ближе. И все-таки выбрал православие. Я воспитан в русской среде и в русской культуре. А теперь мне страшно от нарастания клерикальности в нашей стране. Встал вопрос о "сокращении", то есть о закрытии музея политкаторжан на Соловках, - куда же дальше?! Если это произойдет, для меня с Русской православной церковью все кончено. Это не церковники получаются, а чиновники, причем самого тухлого пошиба. Я понимаю, что попы тоже люди, греху подвержены, - не нами и не сегодня сказано. Но войти в такую церковь я уже больше не смогу. "
http://www.gramotey.com/?open_file=1269040338 Об отношениях с сыном, или "а давай я тебе машину куплю":
- Я был в полном отчаянии, когда Леша решил стать режиссером. Светлана говорила тогда ему: «Ты мне не сын, если пойдешь в кинорежиссеры!» Вы можете себе представить, я стоял перед ним на коленях и говорил: «Не делай этого. Давай я тебе машину куплю».
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview6.html И опять о сыне, вшивых вестивалях и сколько лет с собой теперь не здоровается автор:
"- А как вы оцениваете работы сына?
- Я вообще их не видел.
-???
- Я видел лишь первую студенческую короткометражку, которая мне страшно понравилась. Она была на каком-то вшивом фестивале. И там мой близкий друг Паша Филин и моя приятельница Руфанова не нашли времени ее посмотреть. После чего я два года с ними не здоровался. Вот это была очень хорошая картина. И я немножко успокоился. А новых картин я не видел. Клянусь памятью предков."
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/german/interview6.html О семье и нравах:
"Взрослые уже женщины (сестры), Белла и Лена, обе утопились. Тётя Наташа была, и дядя Сёма. Были Надька, Коля, какие-то отношения, была наша квартира... Ну, я подумал - вот, я помру и всё это уйдет... И, главное, уйдёт эпоха, про которую совсем люди не знают. Ну, знают, как жили, скажем, инженеры, но не как жила вся эта высокопоставленная знать... А крути не крути, папа мой в 30-х годах со Сталиным водку пил ночами, в этих самых пирах участвовал... Я помню, как мы жили. Это же было на самом-то деле рабское общество. Все эти домработницы, это у нас они ещё жили как нормальные люди, а у... (по желанию Германа опускаю имя известной ленинградской писательницы - М.Л.) домработница жила в ванной - ей клали щит на ванну, и она там спала. Это были рабы. При этом - преданные рабы, любящие своих хозяев. Понимаешь?.. При том что мы жили плохо, на кухне всё время щипали фазанов, куропаток, тетеревов... Это ничего не стоило, понимаешь? Шофёр был, автомобили натирались. Кто побогаче - ещё больше. Например, у Черкасова было пять человек прислуги, а у нас было трое. С одной стороны была уникальная бедность и, допустим, семья человека, играющего в хорошем театральном оркестре, должна была подумать - на автобусе поехать или пойти ногами, а с другой стороны - вот так, как у нас было"
http://www.chayka.org/node/3972 Ну и последнее, заголовок - авторский:
Что нужно, чтобы появилась общая система ценностей?
"Для того чтобы выросли декабристы, понадобилось сто или сто пятьдесят лет непоротого дворянства. У нас такого времени не было. Было пять лет непоротых художников. Поэтому они ничего и не могут и по свистку собираются под любые знамена. Но существуют отдельные люди, которые этого не делают. А мне уже поздно собираться под знамена: мне политика неинтересна. "
http://www.rusrep.ru/2009/20/interview_german_starshiy/ Вот такой человек был. И не сказал бы, чтоб какой-то сильно плохой или исключительный. Если кто сомневается, то можно почитать "Повседневная жизни советский писателей 1930-1950-е" Валентины Антипиной. Вот так вот они и страдают, за нас, за так себе народец, быдловатый, но уж какой есть
Posted via
LiveJournal app for iPhone.