Ежедневные хлопоты «Золушки»
Этот солнечный воскресный день удался на загляденье - по улице жизнерадостно журчат ручьи, ребятня штурмует остатки снега, по-своему мстя ему за задержавшуюся весну. Но все равно двор школы №100 не пустует даже в выходной - к нему через полосу препятствий весенних луж и съежившихся сугробов прокладывают свой путь и взрослые, и дети. Подходят к неприметной синей двери запасного входа, и исчезают за ней.
А за этими дверями в зале на втором этаже они тут же превращаются в актеров и зрителей. Дети готовят стихотворную композицию для концерта в военкомате, а взрослые сидят скромно на боковых скамейках и активно сопереживают их усилиям.
- Софья, не налезай на Артема! - перекрывает музыкальный фон громкий голос Натальи Муратовой, бессменного режиссера образцового театра-студии «Золушка». - Запомни, девочки стоят в третьей позиции…
Дети отчитали своими звонкими голосами стихи про то, как они гордятся своими старшими братьями - защитниками Родины, и разбежались по своим родителям, а зал уже начинают готовить под репетицию следующей композиции для эколого-биологического центра.
А пока выпало несколько минут, в течение которых можно поговорить с Натальей Муратовой и ее «детьми». Кстати, в ее коллективе за 17 лет его существования выросли уже и свои взрослые, которые приходят на репетиции с собственными чадами. В течение всего нашего разговора под присмотром целого театра покорял бескрайнее сценическое пространство юркий малыш, сын одной из воспитанниц.
- Началось все в сентябре 1997 года, когда мне, актрисе Молодежного театра, предложили позаниматься с детьми в школе №94, позже мы переехали в 7-ю школу и, наконец, с 2001 года мы обосновались в школе №100, - рассказывает режиссер. - И как-то незаметно эта общественная нагрузка превратилась в основное место работы. Теперь даже и не верится, что за нашими плечами целых 17 лет.
Кстати, в самом начале коллектив состоял только из девушек, и поэтому неудивительно, что самым первым премьерным спектаклем студии стала «Золушка», что и отразилось потом в названии театра. Сегодня в студии мальчишек, да и совсем взрослых парней занимается даже побольше, чем девочек, но от своего названия отказываться здесь не собираются.
- Оно для нас очень символично. Ведь кто такая Золушка? Это человек, который очень много работает, и потом становится принцессой, - говорят ребята.
- А еще у нас очень замечательные родители, - это вновь включается в разговор Наталья Муратова. - Стараются присутствовать на наших репетициях. К примеру, папа Рауля постоянно ходит с нами на все наши вылазки в лес или в город, да и родители Никиты Кузьмина тоже не отстают от него - всегда приходят и пытаются помочь нашему театру.
Конечно, за свою немалую историю детский коллектив не мог разминуться и с кризисами. По статистике, они в таких коллективах происходят как минимум раз в четыре года. Вот и сейчас происходит смена поколений в театре, а это процесс мучительный и болезненный.
- Сейчас у нас в связи с объективными причинами несколько ослаб взрослый состав - наши ребята выросли, поступили в вузы, разъехались по стране, - рассказывает Марсель Сайфуллин, пришедший в «Золушку» в далеком уже 2001 году. - Теперь приходится ждать, когда нынешние артисты немного подрастут, чтобы можно было ставить перед ним более амбициозные задачи. Пока, к примеру, нет реалий для возобновления наших музыкальных постановок.
Эти надежды возлагаются, в том числе, и на девятиклассника Алексея Вуцана, который в будущем собирается поступать в институт на звукорежиссуру. Алексей пришел в коллектив еще будучи первоклассником, а теперь он уже и не представляет себя вне его стен. А совсем недавно театр-студия со своей возобновленной музыкально-поэтической композицией на стихи Я. Шуфа «Танго жизни» занял первое место на II-ом Открытом Городском конкурсе театральных коллективов «Золотая маска»…
- Я не ставлю задачи сделать из ребят профессиональных актеров или режиссеров, - говорит мне Наталья Муратова. - Мне кажется, что я должна их прежде всего подготовить к жизни, научить их формулировать свои мысли, правильно владеть своими эмоциями и не бояться отстаивать свое мнение.
Владимир СОЛОВЬЕВ.
Написано для и
опубликовано в "Уфимские ведомости".