Используя кризис в Евролэнде, Россия стремится увеличить свое влияние в ЕС и соседствующих с ним странах. Джеймс Шерр из исследовательского центра Chatham House считает, что за время президентства Владимира Путина Россия останется для Запада трудным партнером.
- Путин не отрекся от тоталитаризма, зато стоит во главе государства, в котором очень трудно разграничить власть от денег, в котором разведслужбы стали коммерциализированы, а в бизнесе распространились разведывательные технологии, - утверждает эксперт в своей статье, опубликованной в вестнике Chatham House «The World Today».
Уже построенный газопровод Северный поток и планируемый Южный поток - это примеры того, как далеко Россия готова пойти для достижения геоэкономических выгод. Как обозначил эксперт, оба эти газопровода имеют целью ослабление Украины и других государств-транзитеров российского газа, а также установление на ближайшие десятилетия зависимости европейского рынка этого голубого топлива от российских поставок.
- Проект Южный поток начал игру, целью которой является защита стратегических вложений России в компании и системы, которые иначе могли бы поддержать конкурентные проекты ЕС, такие как Набукко, - утверждает Шерр.
И как примеры он приводит участие Газпрома в приватизации с помощью трех дочерних компаний энергетического сектора Греции, давление на Хорватию, чтобы она присоединилась к Южному потоку до того, как присоединится к ЕС, ну и, наконец, прямые намеки Болгарии, что если она не формализует свои отношения к Южному потоку, то ей придется платить за газ самую большую в Европе цену.
А другой пример - это помощь для погруженного в банковский кризис Кипра в связи с тем, что Газпром заинтересован в морских залежах энергетических ресурсов этой страны. На Кипр выпадает приблизительно около 20 процентов всех внешних инвестиций России. Российское влияние также очень сильно в Черногории, которая вскоре начнет свои переговоры с ЕС о вступлении в Евросоюз. В этой стране 40 процентов всей недвижимости принадлежит россиянам.
Согласно Шерру, корнем проблемы во взаимоотношениях России с Западом является то, что «ЕС и МВФ перестали играть роль противовесов для давления Москвы» на пространствах постсоветских республик.
- Евразийский Таможенный Союз становится первой созданной Москвой общей торговой организацией, основанной на четких правилах. Однако, в отличие от ЕС, здесь не требуют от ее членов соответствия демократическим стандартам власти, - объясняет Шерр.
Российские успехи аналитик называет скромными, самым крупным из них он называет приобретение контроля со стороны Москвы над системой транзитных газопроводов в Беларуси в 2011 году.
- Намерения ЕС ввести строгие рыночные правила для всех поставщиков энергоресурсов создают трудности для Газпрома, которого обвиняют в практике монополизма, - утверждает аналитик. И добавляет, что отношения немецкого канцлера Ангелы Меркель к Газпрому сохраняют дистанцию и совершенно отличаются от тех, что были при Герхарде Шредере.
- Действительно, нынешний кризис ослабил ЕС, но ослабла и Россия в силу закостенения ее системы власти. Сегодня самым сильным ее козырем является настойчивость, с которой она продлевает жизнь устаревшим уже методам. Москва блокирует и подкупает, но не привлекает. И это невыгодно ни для ЕС, ни для самой России, ни для государств, расположенных между ними, - делает свои выводы Шерр.
Оригинал статьи.Перевод Владимира Глинского, специально для MediaRupor.
PS от переводчика: По поводу иллюстрации меня не спрашивать - она иллюстрировала эту статью в оригинале. Что они этим хотели сказать, могу только смутно догадываться. А вообще статья забавна. Понятно, что европейцы были бы нам очень признательны, если бы мы им отдали все свои ресурсы за просто так, но зачем уж так откровенно это демонстрировать?