В минувший четверг в Европейском суде по правам человека, что расположился в тихом и уютном французском городке Страсбург начался еще один увлекательный спектакль. 15 поляков решили пожаловаться на Россию, обвинив ее в недолжном проведении расследования катынского дела. На этот раз не забыли и про компенсации.
А ведь еще и года не прошло с тех пор, как многие мои польские друзья и эксперты по Польше уверяли, что признание Россией катынской вины вовсе не поведет за собою требования денежных компенсаций за погибших 70 лет назад родственников. Теперь эти же эксперты меня уверяют, что, дескать, ничего страшного не произойдет, если Россия выплатит эти компенсации. Мол, подумаешь, кто-то из российских чиновников не съездит лишний раз в Куршавель. Наивные, здесь ведь как в знаменитом анекдоте с повышением цен на водку и маленьким мальчиком, вопрошающего папу: «Папа, а, правда, что ты теперь будешь меньше пить?». Нет, родные мои, это мы просто будем меньше кушать, потому что деньги будут взяты из нашего бюджета.
Так совпало, что буквально на днях я смотрел замечательный польский фильм «Декалог» Кшиштофа Кеслёвского. Боже, подумал я. Как же это все действительно по-польски. Профессор кибернетики, свято верующий в то, что все на свете можно просчитать, и ради правоты отвлеченной физической формулы отправивший на смерть своего маленького сынишку. Дама, пытающаяся сделать нелегкий выбор: оставить ребенка от любимого человека или сохранить брак с мужем, лежащим при смерти. Оставить ребенка? А вдруг муж выздоровеет? Сделать аборт? А вдруг и муж уйдет, и второй возможности завести ребенка не будет? И она свято уверена, что в этом моральном тупике повинны все, кроме нее. А более всех этот доктор, который делал операцию ее мужу, и который никак не хочет ей сказать определенно: «Ваш муж умрет» или «Ваш муж выживет».
Как это все похоже на Польшу с ее святою уверенностью, что все вокруг виновны в ее несчастьях. Кстати, ненавидя Советы, в Польше постоянно забывают об одном историческом факте - вообще-то первый на территории Российской Империи марксистский кружок появился в Польше. Это была группа «Пролетариат» Людвига Варыньского. А, сетуя о потерянных Кресах (восточные земли Речи Посполитой), забывают о том, что Россия имеет не меньшие (а может и большие) исторические права на эти территории.
А еще почему-то мне вспомнился один славный эпизод из истории Рима, который очень хорошо иллюстрирует такую ментальность, свойственную Западу вообще, а Польше в частности. Это уверенность в том, что Закон обязательно выше Бога и справедливости. Когда-то две тысячи четыреста лет назад Рим подвергся нападению галлов. Тогда Рим спасли гуси, разбудившие Марка Манлия, который в одиночку сбросил галльские отряды с Тарпейской скалы капитолийского холма. Но прошло лишь шесть лет и те же римляне сбросили самого Марка Манлия с той же самой Тарпейской скалы. Почему? Да потому что он приобрел слишком большой авторитет в народе своими выступлениями против кредитной кабалы, с помощью которой в рабство загоняют заслуженных центурионов, покрывших себя шрамами во имя воинской славы Рима. Сам Манлий откупил от рабства около 400 бывших римских воинов. Римляне восприняли эти поступки как попытку претендовать на царскую власть. Вот как комментирует смерть Марка Манлия римский историк Тит Ливий: «Таков был конец мужа, который был бы знаменит, если бы не родился в свободном государстве».
В случае с Польшей я понимаю, что значит западная свобода - это, прежде всего, полное отсутствие каких-либо обязательств перед теми, кого тот же Запад считает несвободными. России можно давать любые обещания - не расширять НАТО на территории бывшего советского блока, не размещать ПРО вблизи российских границ, не требовать денежных компенсаций за события почти вековой давности… Исполнять свои обещания вовсе не обязательно - ведь Запад хозяин своих слов. Он их дал, он их и забрал.
Владимир Глинский.
Написано для СМИ2