Что воля, что неволя - всё-равно?

Jan 22, 2011 23:44

Недавно в ru_psychology прочитал очередной запрос о том, как ДРЕССИРОВАТЬ своего кровного, родного ребятёночка . Но. Самое ужасное , что некоторые психологи и просто родители всерьёз откликнулись на это и обстоятельно советуют как окончательно сломить то, что ещё осталось от воли у 6-летнего ребёнка. Что тогда говорить о детдомовских детях? Какая вообще может ( Read more... )

Взаимодействие с родителями

Leave a comment

natashakond January 22 2011, 18:44:15 UTC
Я довольно долго тоже думала, что воля это усилие, а потом поняла, что воля ребенка это свобода, свобода что-то делать или не делать...

Reply

dz0rin January 22 2011, 18:49:16 UTC
Да, конечно! + Умение удерживать собственное намерение в деятельности, которой увлечённо занят. И умение принимать и учитывать в дальнейшем последствия собственных действий (др.словами, ответственность, которая неотделима от свободы). И это только начальный этап в развитии этой важнейшей способности...

Reply

natashakond January 22 2011, 19:00:46 UTC
Сложно родителям, когда понимаешь, что нельзя научить, объяснить, можно только создать возможность, а дальше все зависит не от тебя.
Не по теме: спасибо большое за поздравления с рождением дочки, очень было приятно читать :)

Reply

dz0rin January 22 2011, 19:29:54 UTC
С одной стороны, сложно, Наташа. Но с другой, когда понимаешь, что даже бог не берёт на себя ответственности за кого-либо из нас, а даёт нам возможность выбирать свой жизненный путь, свою судьбу самим, когда видишь, как реально развивается новое сознание, растут способности сына и дочки, становится радостно. Егор уже рисует! Здорово. Только от нас, всё-таки, зависит очень многое. Т.к. только мы, родители, взрослые можем почувствовать своих детей, почувствовать их потребности, их потенциальные возможности и создать для реализации необходимые условия. Дело в том, что далеко не всякие условия подходят для развития тех или иных способностей. Более того, масса факторов может оказать неблагоприятное влияние. Поэтому, роль взрослого, особенно в раннем возрасте и в дошкольном детстве, очень весома.

Reply

natashakond January 22 2011, 20:01:12 UTC
Ох, Дмитрий вы попали в самую точку! Егор не любит рисовать и сам не рисует. Это больше мне было нужно чем ему. Сейчас уже отстала от него по этому поводу, стараюсь просто сама при нем больше рисовать. Для меня это сейчас очень актуальная тема, насколько я могу вмешиваться в интересы своих детей. Мне некоторые вещи не нравятся, я пыталась с ними бороться до недавнего времени. А могу ли я это делать? Я думаю, что в 4 года не правильно делать то-то и то-то, а почему? Я только подступаюсь к этому вопросу, понятно что и заставлять нельзя, но и какой-то односторонности тоже не хочется...

Reply

dz0rin January 23 2011, 12:53:56 UTC
Игра, поделка, рисунок, аппликация, рассказ из опыта, пение... - всё это виды символического творчества. Они возникают непроизвольно, по непроизвольно проявляющейся ассоциации. Причём, сначала ассоциация эта - двигательный компонент уже сложившегося образа действия с тем или иным предметом, образа действия в той или иной знакомой ребёнку ситуации (это не ассоциация по цвету, не ассоциация по форме и даже не по очертаниям, а именно двигательная ассоциация, потому что она самая мощная)... По-другому они, эти виды, возникнуть не могут ( ... )

Reply

natashakond January 24 2011, 18:16:06 UTC
Дмитрий, спасибо за ответ. Много над ним думала, открыл некоторые стороны этого вопроса для размышлений ( ... )

Reply

dz0rin January 26 2011, 18:30:58 UTC
Наташа, заставили задуматься. Что ж, мне это на пользу ( ... )

Reply

natashakond January 26 2011, 18:56:52 UTC
Спасибо, про двигательные ассоциации стало совсем понятно, а я честно говоря немного другое себе представила. Теперь понятно, что вы имели в виду. Это тоже важно, конечно. Про обучение рисованию, то да я сомневаюсь, что не видя какую-то деятельность ребенок будет ею заниматься. А Вы на какое месте ставите подражание в дошкольном возрасте?

Reply

dz0rin January 26 2011, 20:12:04 UTC
Понимаете, если быть более точным, более корректно попытаться сформулировать сущность процесса, который обычно обозначают как "подражание", то это нечто совсем другое, прямо противоположное механическому повторению действий взрослого. Механизм мышления - да. Эмпатии - да. Но не подражание, как таковое. Подражания не существует. Во всяком случае, в животном мире, скажем, у высших приматов и в действительно благополучных семьях, где ребёнка не рассматривают как существо в каком-то смысле ещё неполноценное. Давайте посмотрим ( ... )

Reply

natashakond January 27 2011, 07:44:50 UTC
Дмитрий, я как-то об общепринятом значении этого слова совсем забыла:) Настолько привыкла совсем другое под ним подразумевать. Подражание у дошкольника не механический процесс повторения совсем. Вот Вы описываете как ребенок учится наливать воду из кувшина. А почему он вдруг захотел этому научиться? Почему его заинтересовало это? Почему ребенку больше интересны бытовые дела, а не оторванные от мира взрослых игрушки и всякие развивающие пособия? Почему малыш с удовольствием возится с кастрюлями на кухне, когда мама там готовит? Я думаю, что он хочет это делать потому что это делает значимый для него человек, он неосознанно тянется именно к этому. Когда взрослые делают уборку, то часто дети начинают путаться под ногами и по мнению взрослых мешать. Но здесь ребенок просто подражает, подражает внутренней активности и не обязательно делает при этом все то же самое, что и они. И, большинство игр возникает как подражание активности окружающих, здесь и фантазия развивается, и воля, и умение удерживать образы.

Reply

dz0rin January 27 2011, 17:21:21 UTC
"И, большинство игр возникает как подражание активности окружающих, здесь и фантазия развивается, и воля, и умение удерживать образы."
В игровой деятельности (как и в любом др.виде символич.творческой деят-ти) ситуация совсем иная, нежели в совместной предметной, например, бытовой деятельности взрослого и ребёнка.
Прежде чем продолжить разговор, предлагаю Вам посмотреть видеозапись весьма интересных сравнительных экспериментов, проводимых с детьми дошкольного возраста и обезьянками-шимпанзе:
http://www.youtube.com/watch?v=nHuagL7x5Wc (видео, которое следуюет за этой записью, тоже об этих же экспериментах). Дайте знать, если захотите продолжить наш разговор. Договорились? С уважением, Дмитрий.

Reply


Leave a comment

Up