Недавно в
ru_psychology прочитал очередной запрос о том, как ДРЕССИРОВАТЬ своего кровного, родного ребятёночка . Но. Самое ужасное , что некоторые психологи и просто родители всерьёз откликнулись на это и обстоятельно советуют как окончательно сломить то, что ещё осталось от воли у 6-летнего ребёнка. Что тогда говорить о детдомовских детях? Какая вообще может
(
Read more... )
Допустим, ребёнок впервые в жизни видит, как котёнок, встретившись с собакой весь изгибается в дугу, его шерсть встаёт дыбом, сам он, вдруг, начинает издавать совсем не свойственные для его обычного поведения звуки, движения его становятся специфическими и т.д. Ребёнок потрясён, он испытывает когнитивный шок (в представлении о котёнке у него ничего подобного ещё не было). Естественное стремление при этом - попытаться понять, почему котёнок ведёт себя именно таким образом?! Что происходит? Понять смысл происходящего. И ребёнок абсолютно непроизвольно, пользуясь своим телом как инструментом познания, принимает позу этого котёнка, старается повторить его движения, звуки, которые тот издаёт, его общую мышечную напряжённость... Вот попытайтесь сейчас, представив эту ситуацию, воспроизвести поведение этого животного... Что Вы почувствовали ВНУТРИ САМОЙ СЕБЯ?.. Приняв именно такую позу, издавая эти звуки и т.д., Вы начинаете чувствовать практически то же самое, что чувствует в этот момент и котёнок: страх и тревогу, желание напугать страшное существо, желание отогнать его от себя, готовность постоять за себя, применить если надо свои когти... - Вот так ребёнок может понять смысл ситуации, которая происходит вовне. Но ведь, согласитесь, это по большому счёту, никакое не подражание в том смысле, в котором принято приписывать ребёнку. Ещё один пример.
Мы, желая научить ребёнка "правильно" наливать из кувшина сок в чашку, демонстрируем ему свой способ. Ребёнок сразу же, естественно, хочет получить такой же результат, но уже сам (если возраст вообще позволяет увидеть то, что Вы ему показали, целостно и понять смысл происходящего: чтобы напиться, надо наполнить чашку из кувшина, вот так). У него не возникает желания делать всё именно так, как Вы показываете. Он берёт кувшин, и половину его содержимого (если не всё) проливает мимо чашки, на стол. (Вы протираете стол...) В следующий раз он уже взглядом обращается к Вам, а может быть и жестом показывает, что НЕ ПОНЯЛ, как это Вы сделали, просит показать ещё раз... Но как только ему показалось, что он понял смысл Ваших действий (заметьте, не каждую операцию, не их последовательность, а какую-то важную по его мнению детать, которую он ранее не заметил), он тут же выхватывает кувшин и снова пытается вполне самостоятельно воспроизвести целостно всю цепочку действий по смыслу, но уже более точно действуя в том, важном для себя моменте... И так будет продолжаться до тех пор, пока ребёнок фактически сумеет сам для себя, заново породить весь способ действий, которым Вы уже владеете в совершенстве. Но всё-равно, его способ будет в очень многих деталях отличаться от Вашего. Ведь и руки у него другие, и силёнки не те, что у Вас, и угол восприятия ситуации у него вовсе не будет совпадать с Вашим. В общем, он просто-таки заранее обречён на то, чтобы этот способ порождать, а не копировать. Более того, каждый новый свой подход к кувшину ситуация будет новая. Он может в следующий раз случайно подойти с другой стороны, ухватиться за ручку, которая повёрнута по-другому, иначе, а кувшин будет наполнен уже не доверху, т.е. иметь совсем другой вес, нежели прежде... И он должен научиться каждый раз учитывать всё новые и новые обстоятельства. А если в следующий раз Вы просто из тетрапака станете наливать? И в другом месте, и другую жидкость?.. Хочешь-не хочешь, а творческие способности проявлять придётся...
Reply
Reply
В игровой деятельности (как и в любом др.виде символич.творческой деят-ти) ситуация совсем иная, нежели в совместной предметной, например, бытовой деятельности взрослого и ребёнка.
Прежде чем продолжить разговор, предлагаю Вам посмотреть видеозапись весьма интересных сравнительных экспериментов, проводимых с детьми дошкольного возраста и обезьянками-шимпанзе:
http://www.youtube.com/watch?v=nHuagL7x5Wc (видео, которое следуюет за этой записью, тоже об этих же экспериментах). Дайте знать, если захотите продолжить наш разговор. Договорились? С уважением, Дмитрий.
Reply
Leave a comment