Что воля, что неволя - всё-равно?

Jan 22, 2011 23:44

Недавно в ru_psychology прочитал очередной запрос о том, как ДРЕССИРОВАТЬ своего кровного, родного ребятёночка . Но. Самое ужасное , что некоторые психологи и просто родители всерьёз откликнулись на это и обстоятельно советуют как окончательно сломить то, что ещё осталось от воли у 6-летнего ребёнка. Что тогда говорить о детдомовских детях? Какая вообще может ( Read more... )

Взаимодействие с родителями

Leave a comment

Comments 29

nechayanno_tak January 22 2011, 18:33:21 UTC
Стараться не делать такого со своими. Однако как это невыразимо сложно - понять, где в своей безмерной любви ты преступаешь грань и начинаешь вредить...)) А в чрезмерном попустительстве иногда вреда едва ли не больше,чем в муштре.

Reply

dz0rin January 22 2011, 18:44:34 UTC
Добрый вечер, Елизавета!
Я согласен, что гипер-опека и гипо-опека - две стороны одной медали. Нормальное общение и взаимодействие не имеет с этим ничего общего. Но сами запросы, периодически посылаемые в сообщества профессиональных психологов, а ещё больше, ответы, шокируют... Причём, ни у запрашивающих, ни у отвечающих не возникает даже вопроса о том, что есть воля. Как она развивается в норме... А вот, извольте, дайте профессиональный совет, как научить ребёнка выполнять мою родительскую волю? И как сделать, чтобы ребёнок при этом всю жизнь считал, что реализует он не чужие замыслы и планы, а свои собственные?

Reply

nechayanno_tak January 22 2011, 20:25:35 UTC
Не профессиональный. На основе опыта. Человек - система открытая для влияний и оказывающая влияние на окружение. Следовательно все мы с той или иной степенью интенсивности можем принимать сигналы извне. Но так как наши характерологические особенности не определяются только этим самым внешним влиянием, то к каждому ребенку каждый родитель ищет уникальный подход - универсального рецепта нет. Да и в итоге мы все в большинстве своем воплощаем неосуществленные мечты родителей)
А с маленьким человеком нужно быть чрезвычайно гибким. Потому что когда рядом с дитем постоянно говорят о чем-то, да еще и значимые взрослые - дите просто со временем вживается в то, о чем слышит постоянно и уже не отделяет желания родителей от своего собственного. Вы наверняка и сами когда-нибудь попадались на эту удочку...Например, отец, бредящий спортом, мама, не окончившая музыкальную школу и теперь об этом сожалеющая...
Тут можно бесконечно долго и много говорить и рассуждать, и пока я совсем не закружилась в мыслях - остановлюсь, пожалуй:)

Reply

dz0rin January 23 2011, 13:26:15 UTC
Дети чрезвычайно чувствительны к тому, что является действительно ценным для их родителей (ценным не на словах, а глубоко в сознании). Если мама и папа в своё время испытывали отвращение к спорту и занятиям в музыкалке, то и ребёнок откуда-то знает, что ему этим заниматься не стоит. Но беда в том, что очень часто ценным для родителей является не процесс учения, а его результаты. "Вот я, в своё время поленился и бросил спорт, а мог бы стать выдающимся спортсменом (музыкантом, бизнесменом... - подставляем "нужное"), если бы себя превозмог". И некоторым удаётся заразить ребёнка этой направленностью на конечный результат. При этом и сами родители, и ребёнок отказываются от самих себя, от реальных своих потребностей и желания реализовать собственные представления о мире. И платят за свои иллюзии здоровьем ребёнка, и в конечном итоге, его судьбой...

Reply


natashakond January 22 2011, 18:44:15 UTC
Я довольно долго тоже думала, что воля это усилие, а потом поняла, что воля ребенка это свобода, свобода что-то делать или не делать...

Reply

dz0rin January 22 2011, 18:49:16 UTC
Да, конечно! + Умение удерживать собственное намерение в деятельности, которой увлечённо занят. И умение принимать и учитывать в дальнейшем последствия собственных действий (др.словами, ответственность, которая неотделима от свободы). И это только начальный этап в развитии этой важнейшей способности...

Reply

natashakond January 22 2011, 19:00:46 UTC
Сложно родителям, когда понимаешь, что нельзя научить, объяснить, можно только создать возможность, а дальше все зависит не от тебя.
Не по теме: спасибо большое за поздравления с рождением дочки, очень было приятно читать :)

Reply

dz0rin January 22 2011, 19:29:54 UTC
С одной стороны, сложно, Наташа. Но с другой, когда понимаешь, что даже бог не берёт на себя ответственности за кого-либо из нас, а даёт нам возможность выбирать свой жизненный путь, свою судьбу самим, когда видишь, как реально развивается новое сознание, растут способности сына и дочки, становится радостно. Егор уже рисует! Здорово. Только от нас, всё-таки, зависит очень многое. Т.к. только мы, родители, взрослые можем почувствовать своих детей, почувствовать их потребности, их потенциальные возможности и создать для реализации необходимые условия. Дело в том, что далеко не всякие условия подходят для развития тех или иных способностей. Более того, масса факторов может оказать неблагоприятное влияние. Поэтому, роль взрослого, особенно в раннем возрасте и в дошкольном детстве, очень весома.

Reply


alice_one January 22 2011, 20:13:46 UTC
Меня там поразил пример с елкой. Суть вкратце: мама с папой елку убирали, а сын сначала помогал, но через некоторое время отвлекся на паззл, и долго собирал его, чтобы не убирать комнату. Маме с папой это не понравилось, и они "на него покрикивали, чтобы присоединялся". Я плохо понимаю: а если бы ребенку в 6 лет ХОТЕЛОСЬ убирать комнату - это было бы нормально? Мне кажется, что нет ( ... )

Reply

dz0rin January 23 2011, 13:43:40 UTC
"Это я на себе проходила, тяжело воспитывать ребенка, когда сам не уверен в своих действиях, когда сам перегнул, и понимаешь это, но не понимаешь, а как же по-другому ( ... )

Reply

alice_one January 23 2011, 14:47:06 UTC
Не могу не согласиться.

Reply


tramarim January 23 2011, 06:48:59 UTC
Какая жесть, какая жуть...
Особливо мне понравилась ссылка на "китайское воспитание". Убиться веником - накрыться тазиком. Сама важная вещь в жизни - научиться играть "ослика" на пианино ценой цистита.
А еще, высказывание автора поста, что "мальчик, это диагноз". Пойду скажу моему "диагнозу", что ему надо математику решать. :)

Reply

dz0rin January 23 2011, 11:55:42 UTC
Согласен. Научить-то играть "ослика", вот таким путём, можно. Не проблема. И "себя преодолевать" тоже можно научить. Даже до полного самозабвения. Только к подлинному искусству этот "ослик" не будет иметь ровным счётом никакого отношения. Даже в отдалённом приближении. Более того, это большой шаг назад в сторону от всякого искусства, от всякой способности. + Туман на глаза и ребёнку, и окружающим. Тот самый, который так хорошо взращивает гордыню: вместо роста получается карлик, только борода растёт...

Reply

tramarim January 23 2011, 12:05:56 UTC
Просто когда ребенок становится не ребнком, а воплощением неосуществленного папой и мамой - это страшно.
Иногда складывается такое чувство, что таким родителям нужно было в цирк идти, львов и тигров дрессировать, но они побоялись. Теперь на ребенке отрываются.

Reply

dz0rin January 23 2011, 13:06:19 UTC
О да! Причём, гонят они своего дитё впереди себя, в тот же самый тупик, в который их загоняли ещё их родители. И пытаются пробить хрупким телом ребёнка в этом железо-бетонном тупике брешь. Надеясь, что там, дальше будет-таки дорога в "светлое будущее", а не жуткий обрыв и зияющая пропасть. А ведь это даже не цирк уже. Цирковые-то животные успевают состариться и умереть в цирке. Им даже пенсию назначают. Их не выбрасывают обратно на природу, совершенно не приспособленными к жизни в естественных условиях. С ними по честному поступают, до конца...

Reply


abulafija January 23 2011, 13:38:25 UTC
Охх... ОНО не только в ru_psychology засветилось... Там даже еще не 6, а 5-летний и безмерные амбиции родителя((

Reply

dz0rin January 23 2011, 13:51:06 UTC
ОНО по России шествует, светясь. Особенно, в последние 2-3 десятилетия, в эпоху Большой Промывки Мозгов. Отменили все "старые" ценности, вместе с водой, как всегда, выплеснув и ребёнка...

Reply


Leave a comment

Up