Не может быть некое искусственное образование незаменимым. Детский сад - ответ на необходимость решить проблему детской безнадзорности в то время, как взрослые заняты работой. Ему всего сто лет, с чего бы он стал незаменимым? Изменится общество, и отомрет необходимость в детском саду. Т.к. я вижу в нем как минимум один недостаток - это сформированность групп по возрасту. Да, Вы говорите о том, что у сверстников примерно одинаковые представления о мире. Одинаковые, да не одни всё равно, ну если не жить в саду (то, что Вы говорите об одинаковом опыте, возможно при длительном пребывании в саду и отдает детдомом, честно говоря). Так вот, опыт всё равно не идентичен, а возможности расширить свой опыт как раз на ту самую зону ближайшего развития естественным образом за счет контакта с детьми немного старше - нет. Да и игра становится богаче именно в разновозрастной группе, когда не взрослый заводит игру и задает правила (я имею в виду не только символическую и ролевую, но и в том числе так называемые игры по правилам, будь то колечко-
( ... )
Мария, в детском саду для общения детей разных возрастов возможностей более чем достаточно. И если бы это имело какое-то особое значение для развития психики, поверьте, ещё в советское время это бы отследили. Тогда, кстати, работал НИИ Дошкольного Воспитания АПН, и такие исследования сравнительные велись постоянно. Валентина Васильевна Степанова лично принимала участие в таком исследовании крупномасштабном, когда оно уже подходило к своему логическому завершению и стало видно невооружённым глазом уже даже не специалистам, что оно с треском провалилось. Её пригласили спасать ситуацию, т.к. репутация у неё уже тогда была как у молодого и очень успешного практика. Так вот. Нужно было за несколько месяцев привести детей хотя бы в чувства, а их представления и способности подвести к норме, соотносимой хотя бы с тем, что имелось в любом обычном неэкспериментальном саду. И она жёстко разделила детей на возрасты и стала с ними работать. Просто нужно было помочь очень близким друзьям-учёным, коллегам
( ... )
Знаете, я с френдами дискутировал, которые по Монтессори работают в разновозрастных группах, в т.ч. у себя в жж (Давид Горинштейн, по-моему, и Виктория). Насколько помню, мы в итоге сошлись на том, что главный аргумент родительский за то чтобы разновозрастный коллектив был - это никем не оспариваемый факт, что в таком коллективе на порядок меньше конфликтов и споров
( ... )
Системы дошкольного образования до революции вообще не было. И детсады первые открывались только для детей из высших сословий. А в Европе они появились гораздо раньше, чем у нас.
Подлинная творческая совместная игра возможна в ситуации общения на равных, в ситуации, когда представления о мире принципиально сопоставимы. Не может малыш 3,5 лет, у которого символическая игра на уровне пантомимы, где он всем телом только может на некоторое время удержать (и даже ещё не вызывать по желанию) собственный образ, играть с ребёнком 4-4,5 лет, который уже выстраивает в игре целостное представление через индивидуальные символы, порождённые самостоятельно (через образную игрушку или самостоятельно сделанную поделку, через материалы, которые он использует в качестве символа-заместителя того или иного предмета; если же это смысловой рисунок, тогда через линию-символ; и всё это сопровождается ещё эгоцентрической громкой образной-символической речью для себя, чтобы ярче этот образ вызвать и легче, подольше удерживать
( ... )
(На ветку выше) Всяко не триста лет детсадам, ну максимум двести, но смысл всё тот же - проблема присмотра за детьми. (Сюда) Вот не вижу я в саду какой-то символической игры. Ну, положим, это Я не вижу. Однако есть у меня знакомые дети - 100% детсадовцы, не то что мои полудомашние, - которые вообще не умеют играть в символическую игру. От слова совсем. А умеют только в стоп-земля и подобное. Вспомнила своё детство. Сад я не любила, как можно догадаться. Хотя посещала его постоянно с четырех лет и на полный день. Игры? не помню. Помню, как велели штриховать в одну сторону и за края не залезать. Это в средней или старшей. Помню праздники в подготовишке. Помню, что подружка у меня была - а что мы с ней делали, убей - не помню. Зато на площадке у дома была у меня компания, в которой мы именно играли, и хорошо играли. В сады мы ходили в разные, а один мальчик ни в какой не ходил. Было нас три мальчика и одна девочка, что до школы не мешало.
Я предлагаю не путать одно с другим. Вы спрашивает, необходим ли сад вообще. Я говорю, что он необходим там, где есть необходимость присмотра. Вот другой уже вопрос - поскольку необходимость присмотра есть, то каким саду быть. Но если её нет, я утверждаю, что можно и без сада, особенно если есть условия для общения ребёнка со сверстниками. Ведь последний ваш комментарий на тему ешьте что дают, а то и того Не дадут - он ведь к психологии детского возраста не имеет отношения. Ну и вам видно не повезло с форумом, как мне с садом:)
Думаете, это первый форум такой? Так это действительно к детям и их психологии отношения не имеет. А к психологии родителей имеет. Ещё какое. А в конечном итоге платят за это дети своими судьбами. Психика ребёнка отражает содержание сознания родителей. Если так же дружно будем продолжать, - простите, Маша, это к Вам не относится, - ...гадить там где не сеяли, жизнь заберёт последние крохи, бодливой корове бог рог не даёт.
Однако если взглянуть на историю образования, видно, что новое растет не из требования родителей, а из стремлений ведущих педагогов. Что же до невозможности ребенку играть с не-сверстником - у меня тут получился случайный эксперимент на эту тему, младшая моя до сего года общалась практически исключительно с детьми старше себя, т.к. по стечению обстоятельств пошла в сад в группу на год старше (вместо младшей в среднюю и далее с этими детьми в старшую и подготовишку, вот в этом году пошла в подготовишку по второму разу впервые со своим возрастом), а вне сада предпочитала своих подружек не заводить, а ходить хвостом за старшей и ее друзьями, лет с четырех с половиной ее стали брать в игру на равных, у них там группа сформировалась - на сегодняшний день им 9,8 и вот мелкой 6. По-вашему, это сильно сказалось бы на ее мышлении, но я того не наблюдаю. Наоборот, она умеет играть и с другими, и совсем одна, и в ее руках оживают не только куклы, но и палки.
Каждый получает от жизни всё необходимое, в том числе и лекарства в виде болезней и других прелестей. И всё это сугубо индивидуально. Один и в бедненьком саду для своего ребёнка почему-то получает всё что нужно, и ребёнок у него растёт здоровым и счастливым, другой водит своего в престижный сад, платит большие деньги, а толку чуть. А спорить на тему одновозрастных-разновозрастных групп и группочек детей, думаю, нет смысла. Было бы с чем сравнивать, могли бы Вы одного и того же ребёнка поместить в разные среды одновременно, тогда бы могли и поговорить..:) А если не можете, то для предметного разговора имеется только научная база, разработанные определённые методы, признанные учёными. Надо лишь получить статистически значимый результат, только и всего. И все сторонники обучения в разновозрастном саду вздохнут наконец с облегчением и скажут спасибище огроменное!!!
Тогда и разговору этому место не в ЖЖ, где у массы заходящих имеется просто свое мнение, хотя и на чем-то основанное, но несравнимое с возможностью поставить эксперимент?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(Сюда) Вот не вижу я в саду какой-то символической игры. Ну, положим, это Я не вижу. Однако есть у меня знакомые дети - 100% детсадовцы, не то что мои полудомашние, - которые вообще не умеют играть в символическую игру. От слова совсем. А умеют только в стоп-земля и подобное.
Вспомнила своё детство. Сад я не любила, как можно догадаться. Хотя посещала его постоянно с четырех лет и на полный день. Игры? не помню. Помню, как велели штриховать в одну сторону и за края не залезать. Это в средней или старшей. Помню праздники в подготовишке. Помню, что подружка у меня была - а что мы с ней делали, убей - не помню. Зато на площадке у дома была у меня компания, в которой мы именно играли, и хорошо играли. В сады мы ходили в разные, а один мальчик ни в какой не ходил. Было нас три мальчика и одна девочка, что до школы не мешало.
Reply
Reply
Ну и вам видно не повезло с форумом, как мне с садом:)
Reply
Reply
Что же до невозможности ребенку играть с не-сверстником - у меня тут получился случайный эксперимент на эту тему, младшая моя до сего года общалась практически исключительно с детьми старше себя, т.к. по стечению обстоятельств пошла в сад в группу на год старше (вместо младшей в среднюю и далее с этими детьми в старшую и подготовишку, вот в этом году пошла в подготовишку по второму разу впервые со своим возрастом), а вне сада предпочитала своих подружек не заводить, а ходить хвостом за старшей и ее друзьями, лет с четырех с половиной ее стали брать в игру на равных, у них там группа сформировалась - на сегодняшний день им 9,8 и вот мелкой 6. По-вашему, это сильно сказалось бы на ее мышлении, но я того не наблюдаю. Наоборот, она умеет играть и с другими, и совсем одна, и в ее руках оживают не только куклы, но и палки.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment