Мария, в детском саду для общения детей разных возрастов возможностей более чем достаточно. И если бы это имело какое-то особое значение для развития психики, поверьте, ещё в советское время это бы отследили. Тогда, кстати, работал НИИ Дошкольного Воспитания АПН, и такие исследования сравнительные велись постоянно. Валентина Васильевна Степанова лично принимала участие в таком исследовании крупномасштабном, когда оно уже подходило к своему логическому завершению и стало видно невооружённым глазом уже даже не специалистам, что оно с треском провалилось. Её пригласили спасать ситуацию, т.к. репутация у неё уже тогда была как у молодого и очень успешного практика. Так вот. Нужно было за несколько месяцев привести детей хотя бы в чувства, а их представления и способности подвести к норме, соотносимой хотя бы с тем, что имелось в любом обычном неэкспериментальном саду. И она жёстко разделила детей на возрасты и стала с ними работать. Просто нужно было помочь очень близким друзьям-учёным, коллегам. Все эти "плюсы" разновозрастного коллектива заканчиваются там же, где заканчивается как таковая предметная деятельность и начинается деятельность творческая-символическая. Далее, не только представления взрослого тормозят психическое развитие, если взрослый вдруг решает их детям навязать, но и представления любого более старшего ребёнка - тоже. Но мы об этом с Вами уже дискутировали достаточно много.
Более того. Мне самому пришлось поработать и в разновозрастной, и в одновозрастной группах. Слава Богу! Могу вновь напомнить кое-что. Очень интересное, хотите?
Знаете, я с френдами дискутировал, которые по Монтессори работают в разновозрастных группах, в т.ч. у себя в жж (Давид Горинштейн, по-моему, и Виктория). Насколько помню, мы в итоге сошлись на том, что главный аргумент родительский за то чтобы разновозрастный коллектив был - это никем не оспариваемый факт, что в таком коллективе на порядок меньше конфликтов и споров.
Я говорю: так период конфликтов необходим, и все дети основы конфликтологии должны усвоить в средней группе д/сада, причём, делается это раз на всю оставшуюся жизнь, только необходимо понимать, для чего это делать, и как это делать. В противном случае, в дальнейшем в вполне определённых ситуациях (конфликты "лидеров" или, что по сути то же самое, "аутсайдеров") - они будут решать подобные проблемы после детского сада ещё очень и очень долгое время, и не факт, что разрешат.
Отвечают - зачем, когда можно обойтись без конфликтов. Ну, так это выбор взрослого, чего он хочет. Чтобы ребёнок был ведомым, психологически зависим от людей с более уверенной альфа-позицией и одновременно вёл себя точно также как альфа-"лидеры" по отношению к более "слабому". Либо, чтобы ребёнок научился не следовать за кем-либо и не вести за собой или на себе кого-то, а выстраивать со всеми отношения на равных, сначала со сверстниками (т.к. этому научиться наиболее доступно), а впоследствии, по тем же самым, уже имеющимся психологическим механизмам, которые в совместных играх на равных выстраиваются - уже со всяким иным человеком, любого возраста.
По поводу экспериментов. Не было в истории психологии покуда ни одного эксперимента с разновозрастными коллективами детей, который бы закончился удачно. Но ведь как хорошо - проблем-то ДЛЯ ПЕДАГОГА в разновозрастном коллективе меньше. И не волнует сторонников такого обучения, что от разновозрастных коллективов люди отказались уже 300 лет назад, что разновозрастный коллектив был хорош в патриархальном обществе, где все общественные институты выстроены были иначе. Но элита своих детей гораздо раньше стала воспитывать и в д/садах, и в школах, если помните историю педагогики. И эмпирическим путём ещё раньше были открыты преимущества обучения в коллективе сверстников, по крайней мере, в дошкольном детстве и в школе.
Системы дошкольного образования до революции вообще не было. И детсады первые открывались только для детей из высших сословий. А в Европе они появились гораздо раньше, чем у нас.
Подлинная творческая совместная игра возможна в ситуации общения на равных, в ситуации, когда представления о мире принципиально сопоставимы. Не может малыш 3,5 лет, у которого символическая игра на уровне пантомимы, где он всем телом только может на некоторое время удержать (и даже ещё не вызывать по желанию) собственный образ, играть с ребёнком 4-4,5 лет, который уже выстраивает в игре целостное представление через индивидуальные символы, порождённые самостоятельно (через образную игрушку или самостоятельно сделанную поделку, через материалы, которые он использует в качестве символа-заместителя того или иного предмета; если же это смысловой рисунок, тогда через линию-символ; и всё это сопровождается ещё эгоцентрической громкой образной-символической речью для себя, чтобы ярче этот образ вызвать и легче, подольше удерживать...).
Так же, не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним, поскольку у него в игре символ индивидуален, более элементарен, а символику более сложную он ещё не научился понимать-расшифровывать и как бы "пристраивать" собственный образ в этот более сложный, чем у него самого, символ. Для этого необходимо не просто образное мышление, которым он к своим 4-м годам овладевает (если были условия для этого), но уже воображение, т.е. образы должны стать уже подвижными, он ими внутри собственного сознания должен научиться действовать, что свойственно ребёнку 5-6 лет, ежели этот ребёнок прошёл ту самую "конфликтологию", о которой я чуть выше намекал.
4-х летка просто берёт эту всю "красотищу", без сопоставления с опытом своим, без рефлексии элементарной (не включая мышление своё образное), и действует по образцу, и доволен вполне. Ему даже в голову прийти не может, что играть можно ещё как-то, по-другому, и что таких вариантов игры может быть в принципе великое множество. Он просто остаётся на уровне предметной манипуляции, не удерживая образа за этими предметами, которые для старшего обозначают некоторую реальность, удерживаемую им в образном плане (и то, лишь при условии ещё, что этот старший-то ребёнок, сам не позаимствовал этот "заместитель" у кого-то, ещё более старшего, тоже безрефлексивно, и у него действительно в образном плане вообще что-либо удерживается).
И последнее (уж простите, что третий раз правлю). Покуда наша родительская установка по отношению к детскому саду будет - лишь бы пристроить куда-нибудь ребёнка, чтобы за ним присмотрели, до тех пор, я думаю, ничего в системе образования коренным образом меняться не будет. Оно будет меняться только для тех родителей, у кого изменится отношение к саду.
(На ветку выше) Всяко не триста лет детсадам, ну максимум двести, но смысл всё тот же - проблема присмотра за детьми. (Сюда) Вот не вижу я в саду какой-то символической игры. Ну, положим, это Я не вижу. Однако есть у меня знакомые дети - 100% детсадовцы, не то что мои полудомашние, - которые вообще не умеют играть в символическую игру. От слова совсем. А умеют только в стоп-земля и подобное. Вспомнила своё детство. Сад я не любила, как можно догадаться. Хотя посещала его постоянно с четырех лет и на полный день. Игры? не помню. Помню, как велели штриховать в одну сторону и за края не залезать. Это в средней или старшей. Помню праздники в подготовишке. Помню, что подружка у меня была - а что мы с ней делали, убей - не помню. Зато на площадке у дома была у меня компания, в которой мы именно играли, и хорошо играли. В сады мы ходили в разные, а один мальчик ни в какой не ходил. Было нас три мальчика и одна девочка, что до школы не мешало.
С запросом по присмотру за своими детьми мы никогда и ни от кого, ни за какие деньги не получим ничего другого.
Вот, родители состоятельные создали даже сеть из детсадов частных, о чём в предыдущей заметке рассказывал. И что? Поскольку мысли их были только об этом - они и реализовали, материализовали для себя только то, о чём мечтали. Но с подобными представлениями и требованиями к дошкольному учреждению мы опять скоро придём к тому, что материальную базу сдадим "врагам Родины", а потом опять начнём локти кусать, стенать по поводу нехватки мест и ценой больших затрат всё это восстанавливать, если к тому времени ресурсы какие-то останутся вообще.
Не продуктивно критиковать сады за то, чем никто и нигде не занимается. Необходимо предложить садику альтернативу, либо прийти в сад реализовывать альтернативную образовательную технологию для того же д/сада. Но критика идёт самая чёрная - именно в адрес садов. - Не в адрес того что делают подавляющее большинство мамаш в условиях домашнего-семейного так называемого "образования", у которых вообще о развитии психики детей дошкольного возраста, а также детей начальной школы, в подавляющем числе случаев, практически никаких представлений нет, а именно в адрес садов, которые к тому же почти бесплатны (если учесть реальную стоимость дошкольного образования). Результат, о котором сказал, можем получить неожиданно скоро, как и в 90-х гг., если критику эту чернушную будем допускать и пропускать мимо ушей (посмотрите, что делается в т.н. "мамских" сообществах, это же кошмар! причём, модераторы не допускают никаких контаргументов, тут же банят - я считаю, это прямое вредительство, психологическая война в чистом виде). Он может выразиться хоть, скажем, в уплотнении групп новым количеством детей. Или сокращением площадей. Или тем и другим. В общем - если запрос столь элементарен, зачем чиновникам-то впрягаться?!.. Они материальную базу, или её часть, потихому, опять и продадут, или сдадут в аренду. А без материальной базы даже о возрождении того, что было, уже говорить будет намного труднее.
Да. Вам не повезло, Мария. К сожалению, Вы в детский сад попали тогда, когда его уже реформировали, убирая из детских садов ту специфически детскую деятельность, которая была предусмотрена прежней программой воспитания (она даже не называлась раньше программой обучения в детском саду). Старая программа уделяла огромное количество времени для деятельностного освоения детьми окружающего мира, для игры, в том числе, выделяла достаточно времени для игры самостоятельной. Мне повезло больше, т.к. Новосибирск более провинциальный город и все нововведения до нас доходили гораздо позже. Я, напротив, не помню почти никаких занятий, где нас чему бы то ни было обучали, скажем, на вербальном уровне. Хотя, сказки не волшебные нам читали, и читали такую литературу, которая нам была понятна-интересна, мы могли всё это представить, поскольку имели аналогичный жизненный опыт. Я помню лишь одно занятие - рисование. Но рисовали тогда мало, и тоже по образцу, потому что не было разработок ещё, как учить этому. Да и с игру не изучили в советское время достаточным образом. У меня иные воспоминания о детском саде, я помню себя играющим, все игры помню. Хотя, они не были слишком развёрнуты, не были такими, какими я их увидел тогда, когда выучился у ВВС и сам стал в саду работать.
Я предлагаю не путать одно с другим. Вы спрашивает, необходим ли сад вообще. Я говорю, что он необходим там, где есть необходимость присмотра. Вот другой уже вопрос - поскольку необходимость присмотра есть, то каким саду быть. Но если её нет, я утверждаю, что можно и без сада, особенно если есть условия для общения ребёнка со сверстниками. Ведь последний ваш комментарий на тему ешьте что дают, а то и того Не дадут - он ведь к психологии детского возраста не имеет отношения. Ну и вам видно не повезло с форумом, как мне с садом:)
Думаете, это первый форум такой? Так это действительно к детям и их психологии отношения не имеет. А к психологии родителей имеет. Ещё какое. А в конечном итоге платят за это дети своими судьбами. Психика ребёнка отражает содержание сознания родителей. Если так же дружно будем продолжать, - простите, Маша, это к Вам не относится, - ...гадить там где не сеяли, жизнь заберёт последние крохи, бодливой корове бог рог не даёт.
Однако если взглянуть на историю образования, видно, что новое растет не из требования родителей, а из стремлений ведущих педагогов. Что же до невозможности ребенку играть с не-сверстником - у меня тут получился случайный эксперимент на эту тему, младшая моя до сего года общалась практически исключительно с детьми старше себя, т.к. по стечению обстоятельств пошла в сад в группу на год старше (вместо младшей в среднюю и далее с этими детьми в старшую и подготовишку, вот в этом году пошла в подготовишку по второму разу впервые со своим возрастом), а вне сада предпочитала своих подружек не заводить, а ходить хвостом за старшей и ее друзьями, лет с четырех с половиной ее стали брать в игру на равных, у них там группа сформировалась - на сегодняшний день им 9,8 и вот мелкой 6. По-вашему, это сильно сказалось бы на ее мышлении, но я того не наблюдаю. Наоборот, она умеет играть и с другими, и совсем одна, и в ее руках оживают не только куклы, но и палки.
Каждый получает от жизни всё необходимое, в том числе и лекарства в виде болезней и других прелестей. И всё это сугубо индивидуально. Один и в бедненьком саду для своего ребёнка почему-то получает всё что нужно, и ребёнок у него растёт здоровым и счастливым, другой водит своего в престижный сад, платит большие деньги, а толку чуть. А спорить на тему одновозрастных-разновозрастных групп и группочек детей, думаю, нет смысла. Было бы с чем сравнивать, могли бы Вы одного и того же ребёнка поместить в разные среды одновременно, тогда бы могли и поговорить..:) А если не можете, то для предметного разговора имеется только научная база, разработанные определённые методы, признанные учёными. Надо лишь получить статистически значимый результат, только и всего. И все сторонники обучения в разновозрастном саду вздохнут наконец с облегчением и скажут спасибище огроменное!!!
Тогда и разговору этому место не в ЖЖ, где у массы заходящих имеется просто свое мнение, хотя и на чем-то основанное, но несравнимое с возможностью поставить эксперимент?
Я наукой не занимаюсь. И могу рассказать не о собственном эксперименте, а о тех, о которых знаю. И я работал воспитателем в одной и другой ситуации. Видел детей, участвующих в играх в качестве брёвнышек. А кто из нас правее, может показать лишь сравнительный эксперимент. Да и потом, то, что ребёнок Ваш был на год младше некоторых из детей, существенной разницы в конкретном случае может не играть. В одновозрастной группе разброс по возрасту и способностям довольно ощутим.
Знаете, как из детских садов потихоньку игру вытеснили? Рассказать? Это была долгая и кропотливая работа, достойная самых продвинутых агентов ЦРУ. Допускаю даже, что действующие лица этой истории действительно имели отношение к этому ведомству...
Все эти "плюсы" разновозрастного коллектива заканчиваются там же, где заканчивается как таковая предметная деятельность и начинается деятельность творческая-символическая. Далее, не только представления взрослого тормозят психическое развитие, если взрослый вдруг решает их детям навязать, но и представления любого более старшего ребёнка - тоже. Но мы об этом с Вами уже дискутировали достаточно много.
Более того. Мне самому пришлось поработать и в разновозрастной, и в одновозрастной группах. Слава Богу! Могу вновь напомнить кое-что. Очень интересное, хотите?
Reply
Reply
Я говорю: так период конфликтов необходим, и все дети основы конфликтологии должны усвоить в средней группе д/сада, причём, делается это раз на всю оставшуюся жизнь, только необходимо понимать, для чего это делать, и как это делать. В противном случае, в дальнейшем в вполне определённых ситуациях (конфликты "лидеров" или, что по сути то же самое, "аутсайдеров") - они будут решать подобные проблемы после детского сада ещё очень и очень долгое время, и не факт, что разрешат.
Отвечают - зачем, когда можно обойтись без конфликтов. Ну, так это выбор взрослого, чего он хочет. Чтобы ребёнок был ведомым, психологически зависим от людей с более уверенной альфа-позицией и одновременно вёл себя точно также как альфа-"лидеры" по отношению к более "слабому". Либо, чтобы ребёнок научился не следовать за кем-либо и не вести за собой или на себе кого-то, а выстраивать со всеми отношения на равных, сначала со сверстниками (т.к. этому научиться наиболее доступно), а впоследствии, по тем же самым, уже имеющимся психологическим механизмам, которые в совместных играх на равных выстраиваются - уже со всяким иным человеком, любого возраста.
По поводу экспериментов. Не было в истории психологии покуда ни одного эксперимента с разновозрастными коллективами детей, который бы закончился удачно. Но ведь как хорошо - проблем-то ДЛЯ ПЕДАГОГА в разновозрастном коллективе меньше. И не волнует сторонников такого обучения, что от разновозрастных коллективов люди отказались уже 300 лет назад, что разновозрастный коллектив был хорош в патриархальном обществе, где все общественные институты выстроены были иначе. Но элита своих детей гораздо раньше стала воспитывать и в д/садах, и в школах, если помните историю педагогики. И эмпирическим путём ещё раньше были открыты преимущества обучения в коллективе сверстников, по крайней мере, в дошкольном детстве и в школе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Так же, не может играть ребёнок 4 лет с 5-6 летним, поскольку у него в игре символ индивидуален, более элементарен, а символику более сложную он ещё не научился понимать-расшифровывать и как бы "пристраивать" собственный образ в этот более сложный, чем у него самого, символ. Для этого необходимо не просто образное мышление, которым он к своим 4-м годам овладевает (если были условия для этого), но уже воображение, т.е. образы должны стать уже подвижными, он ими внутри собственного сознания должен научиться действовать, что свойственно ребёнку 5-6 лет, ежели этот ребёнок прошёл ту самую "конфликтологию", о которой я чуть выше намекал.
4-х летка просто берёт эту всю "красотищу", без сопоставления с опытом своим, без рефлексии элементарной (не включая мышление своё образное), и действует по образцу, и доволен вполне. Ему даже в голову прийти не может, что играть можно ещё как-то, по-другому, и что таких вариантов игры может быть в принципе великое множество. Он просто остаётся на уровне предметной манипуляции, не удерживая образа за этими предметами, которые для старшего обозначают некоторую реальность, удерживаемую им в образном плане (и то, лишь при условии ещё, что этот старший-то ребёнок, сам не позаимствовал этот "заместитель" у кого-то, ещё более старшего, тоже безрефлексивно, и у него действительно в образном плане вообще что-либо удерживается).
И последнее (уж простите, что третий раз правлю).
Покуда наша родительская установка по отношению к детскому саду будет - лишь бы пристроить куда-нибудь ребёнка, чтобы за ним присмотрели, до тех пор, я думаю, ничего в системе образования коренным образом меняться не будет. Оно будет меняться только для тех родителей, у кого изменится отношение к саду.
Reply
(Сюда) Вот не вижу я в саду какой-то символической игры. Ну, положим, это Я не вижу. Однако есть у меня знакомые дети - 100% детсадовцы, не то что мои полудомашние, - которые вообще не умеют играть в символическую игру. От слова совсем. А умеют только в стоп-земля и подобное.
Вспомнила своё детство. Сад я не любила, как можно догадаться. Хотя посещала его постоянно с четырех лет и на полный день. Игры? не помню. Помню, как велели штриховать в одну сторону и за края не залезать. Это в средней или старшей. Помню праздники в подготовишке. Помню, что подружка у меня была - а что мы с ней делали, убей - не помню. Зато на площадке у дома была у меня компания, в которой мы именно играли, и хорошо играли. В сады мы ходили в разные, а один мальчик ни в какой не ходил. Было нас три мальчика и одна девочка, что до школы не мешало.
Reply
Вот, родители состоятельные создали даже сеть из детсадов частных, о чём в предыдущей заметке рассказывал. И что? Поскольку мысли их были только об этом - они и реализовали, материализовали для себя только то, о чём мечтали. Но с подобными представлениями и требованиями к дошкольному учреждению мы опять скоро придём к тому, что материальную базу сдадим "врагам Родины", а потом опять начнём локти кусать, стенать по поводу нехватки мест и ценой больших затрат всё это восстанавливать, если к тому времени ресурсы какие-то останутся вообще.
Не продуктивно критиковать сады за то, чем никто и нигде не занимается. Необходимо предложить садику альтернативу, либо прийти в сад реализовывать альтернативную образовательную технологию для того же д/сада. Но критика идёт самая чёрная - именно в адрес садов. - Не в адрес того что делают подавляющее большинство мамаш в условиях домашнего-семейного так называемого "образования", у которых вообще о развитии психики детей дошкольного возраста, а также детей начальной школы, в подавляющем числе случаев, практически никаких представлений нет, а именно в адрес садов, которые к тому же почти бесплатны (если учесть реальную стоимость дошкольного образования). Результат, о котором сказал, можем получить неожиданно скоро, как и в 90-х гг., если критику эту чернушную будем допускать и пропускать мимо ушей (посмотрите, что делается в т.н. "мамских" сообществах, это же кошмар! причём, модераторы не допускают никаких контаргументов, тут же банят - я считаю, это прямое вредительство, психологическая война в чистом виде). Он может выразиться хоть, скажем, в уплотнении групп новым количеством детей. Или сокращением площадей. Или тем и другим. В общем - если запрос столь элементарен, зачем чиновникам-то впрягаться?!.. Они материальную базу, или её часть, потихому, опять и продадут, или сдадут в аренду. А без материальной базы даже о возрождении того, что было, уже говорить будет намного труднее.
Да. Вам не повезло, Мария. К сожалению, Вы в детский сад попали тогда, когда его уже реформировали, убирая из детских садов ту специфически детскую деятельность, которая была предусмотрена прежней программой воспитания (она даже не называлась раньше программой обучения в детском саду). Старая программа уделяла огромное количество времени для деятельностного освоения детьми окружающего мира, для игры, в том числе, выделяла достаточно времени для игры самостоятельной. Мне повезло больше, т.к. Новосибирск более провинциальный город и все нововведения до нас доходили гораздо позже. Я, напротив, не помню почти никаких занятий, где нас чему бы то ни было обучали, скажем, на вербальном уровне. Хотя, сказки не волшебные нам читали, и читали такую литературу, которая нам была понятна-интересна, мы могли всё это представить, поскольку имели аналогичный жизненный опыт. Я помню лишь одно занятие - рисование. Но рисовали тогда мало, и тоже по образцу, потому что не было разработок ещё, как учить этому. Да и с игру не изучили в советское время достаточным образом. У меня иные воспоминания о детском саде, я помню себя играющим, все игры помню. Хотя, они не были слишком развёрнуты, не были такими, какими я их увидел тогда, когда выучился у ВВС и сам стал в саду работать.
Reply
Ну и вам видно не повезло с форумом, как мне с садом:)
Reply
Reply
Что же до невозможности ребенку играть с не-сверстником - у меня тут получился случайный эксперимент на эту тему, младшая моя до сего года общалась практически исключительно с детьми старше себя, т.к. по стечению обстоятельств пошла в сад в группу на год старше (вместо младшей в среднюю и далее с этими детьми в старшую и подготовишку, вот в этом году пошла в подготовишку по второму разу впервые со своим возрастом), а вне сада предпочитала своих подружек не заводить, а ходить хвостом за старшей и ее друзьями, лет с четырех с половиной ее стали брать в игру на равных, у них там группа сформировалась - на сегодняшний день им 9,8 и вот мелкой 6. По-вашему, это сильно сказалось бы на ее мышлении, но я того не наблюдаю. Наоборот, она умеет играть и с другими, и совсем одна, и в ее руках оживают не только куклы, но и палки.
Reply
Reply
Reply
Знаете, как из детских садов потихоньку игру вытеснили? Рассказать? Это была долгая и кропотливая работа, достойная самых продвинутых агентов ЦРУ. Допускаю даже, что действующие лица этой истории действительно имели отношение к этому ведомству...
Reply
Leave a comment