Leave a comment

dz0rin November 23 2013, 17:01:35 UTC
Конечно, даже нужно. Может быть, не столько Вам, сколько моим коллегам и многим другим. Спасибо за этот вопрос, Маша!

В дошкольном детстве очень важно, чтобы дети овладевали словами как метками предметов и явлений, ими освоенных. И числительными - точно также, как любыми другими словами, обозначающими определённый смысл, образ из собственного опыта. Скажем, когда дети пытаются перенести бОльшее количество мячей, соревнуясь друг с другом, воспитатель комментирует ситуацию: "Вова, ты сразу три мяча взял?!!.. - Посмотрите, дети, Вова как-то сумел взять и несёт сразу ТРИ мяча! Кто ещё сможет так?!.." И все делают эти попытки, понимая, что такое нести ТРИ мяча, в отличие, скажем, от ДВУХ. Точно также обозначаются в речи любые другие ситуации и во время приготовления пищи (например, во время действий с овощами), сервировке столов посудой и т.д. Так формируется способность видеть количественную характеристику любого сравнительно небольшого предметного множества. И это будет основой для становления математических способностей, овладения математикой как особым языком, описывающим окружающий мир.

Именно поэтому и программы по математике в д/саду до сих пор называются покуда "формирование элементарных математических представлений", хотя, к сожалению, выхолощенное их содержание это название давно уже не отражает...

В среде учились находить одинаковые предметы и по два (два глаза, две руки... - у каждого из нас, два одинаковых кресла...), и по четыре (четыре лапы у кота, ноги у коровы, ножки у стола...), и по пять (пять пальцев на ноге, на руке...), и по шесть (ног у насекомых...). Специально задавали условия, в которых формировались эти представления. Например, шли перебирать рис. Делали это двумя руками, выбирая одновременно по два камушка (по одному каждой рукой), потом по два каждой рукой (четыре), и даже по три, прижимая каждую писчинку подушечкой пальца и вытаскивая каждой рукой по три...

Дальше, уже в началке, каждый десяток будет либо фиксироваться на карточках (иначе представление о нём сформировать очень трудно), либо скручивается ниточкой, резиночкой - так, чтобы легко было потом его раскрутить и снова скрутить. Потом пойдут сотни. Тысячи. Десятки тысяч... И всё это можно и нужно делать уже только в группах, а то и целым классом. В готовом виде взять никак нельзя (опять не овладеют нужными представлениями)...

Reply

ama_tama November 23 2013, 19:58:31 UTC
Вижу, что Вы пять раз правили ответ. А мне все равно непонятно, что значит "никакого присчитывания".

Reply

dz0rin November 24 2013, 02:00:50 UTC
Дети не складывают в уме множества и не видят получившийся результат, а присчитывают: 14 + 9 = пятнадцать (зажимает пальчик), шестнадцать (зажимает второй), семнадцать (третий)... и так до 9-и пальчики присчитывает. Не хватает пальчиков, берёт линейку. Очень распространённый нынче "способ счёта", т.к. просто заучить все возможные формулировки на уровне словес невозможно (но таблицу сложения до 10 всё-равно учат наизусть, это уже официально).

Reply

pinigina November 24 2013, 15:24:27 UTC
Если позволите, однажды бабушка похвасталась, что пятилетний внук ее уже считает до 100. Это было общение в долгом ожидании очереди. И вот я спросила ребенка, а можешь показать 10? Он даже вопрос не понял. Он записал как на магнитофонную ленту счет до 100, но непонятно, зачем ?
В нашей этнопедагогике (потешках и пестушках) ребенок запоминал образ множества начиная с "два глазика", "два ушка" а у кошки и собачки две лапки да две - всего 4, ребенок показывает это на пальцах тем самым закрепляя образ множества. Вначале достаточно видеть 1,2,3 а большие множества легко при помощи пальцев как состав множества и играться с этим 5 - это 2+2+1 или 3+2 или 5 раз по 1 и т.д. Две ладошки - это десять. Таким образом ребенок легко будет брать 10 предметов без всякого присчета, удерживая две пятерки как 3+2 и в других вариантах.
Закрепленный образ множества позже легко переносится на любой счетный материал, особенно это важно при переходе на сотни, тысячи.
Не вижу никакой альтернативы такому подходу, равно как и редко вижу со стороны педагогов и особенно родителей понимание таких очевидных вещей.

Reply

kavolekat November 25 2013, 16:57:31 UTC
Готова подписаться под вашими словами ). Именно так, родители прикладывают уйму усилий (и нервов с деньгами), чтобы научить двух- или трехлетнего ребенка, как попугайчика, вызубривать буквы и цифры, смысла которых он по возрасту понять не в состоянии. И считают это ранним развитием.

Reply

pinigina November 25 2013, 17:47:18 UTC
Когда дети учатся, решая конкретные проблемные задачи в практике, придумывая способы, уточняя понятия и их смыслы к примеру: дорога, путь, траектория, расстояние и т.д. они радостны - это первое, добровольно активные - это второе, не боятся ошибаться - это нормально, это всего лишь метка, что туда идти не надо, сами открывают и формулируют правила и составляют задачи на исследованную тему. Конечно научаются обмениваться мнениями, анализировать, обобщать. Вообще это праздник. Такой урок по физике в 4 классе я наблюдала в технологии Степановой В.В.

Reply

kavolekat November 26 2013, 01:35:42 UTC
А я такие уроки помню в своем детстве у некоторых учителей. И это действительно незабываемое ощущение!

Reply

pinigina November 26 2013, 03:11:52 UTC
Вам повезло!

Reply


Leave a comment

Up